Дошла очередь и до основателя русской Америки
17.07.2020 США Евгений Смагин В США продолжают карать памятники, которые напоминают недовольным о расизме.
Дошла очередь и до изваяний давно ушедших из жизни россиян. Таковым стал памятник Александру Баранову, которого считают основателем в 1799 году небольшого городка Новоархангельска на Аляске, переименованного затем в Ситку. Баранова решили обвинить в преступлениях против коренного населения. Снос его памятника, как сообщается, потребовала ассоциация коренных народов Аляски. Подготовленная резолюция оказалась несколько витиеватой. С одной стороны, Баранов убивал и грабил местных индейцев — тлинкитов и алеутов, мешавших ему добывать мех каланов – морских выдр, демонстрируя тем самым расовое превосходство. С другой – он также поставил на грань исчезновения тех самых каланов.
Надо заметить, что индейцы в этом городе составляют меньше 17 процентов от всего населения. А вот белых проживает свыше 63 процентов, потомков русских поселенцев 19 века насчитывается около 10 процентов. Петицию же подписали примерно три тысячи человек. Не понятно правда – от числа почти девяти тысяч жителей города или от количества коренных народов Аляски? Потомки русских переселенцев, как и многие белые жители ничего против памятника не имели. Мало того, больше половины горожан, по некоторым данным, подписали другую петицию – в защиту памятника. Может поэтому памятник все же решили не сносить, а переместить его в общественный исторический музей города.
Наверное, в первую очередь к этому памятнику нужно относиться как просто к памятнику, который представляет историческую и художественную ценность. Уже хорошо, что его не осквернили и не уничтожили. Можно сослаться и на историков, которые считают, что Баранов принес цивилизацию в эти края, стоял у истоков красивого города, напомнить, что тлинкиты в свое время славились своей жестокостью, держа в страхе соседние племена. Поначалу Баранов основал здесь форт Архангела Михаила, причем с разрешения старейшин тлинкитов. А спустя три года индейцы разрушили этот форт и перебили его жителей.
Сейчас в «столице русской Америки» хорошо развит туризм, за счет которого во многом и живут местные жители. Преступность здесь в два раза ниже, чем в среднем в США. Низкий уровень безработицы и бедности, более высокие средние зарплаты, чем в других городах США. Здесь до сих пор остались русские традиции, например, празднование русского рождества. Существует православный собор. Не такое уж плохое наследие оставил потомкам основатель города Александр Баранов, которого вдруг решили обвинить в геноциде. Он что брал в рабство местное население, он лишал его прав и верований? Оскорбляет ли ныне имя Баранова чувства коренных жителей Америки? Наверное, не больше, чем имена других иноземных покорителей этих земель. Но вот многие ли из них оставили свой след в истории США?
Посольство России в США заняло по поводу демонтажа памятника нейтральную позицию. Оно не стало обращаться ни к мэру, ни к губернатору, пологая, что могут последовать обвинения во вмешательстве во внутренние дела другого государства. Посольство лишь выразило сожаление и назвало прискорбным политизирование истории. В свою очередь мэр города Ситка заявил, что перенос памятника будет осуществляться «в уважительной и позитивной манере».
Надо заметить, в России тоже было время массового сноса памятников, о котором теперь не любят вспоминать позитивно. Историческое наследие и амбиции некоторых не очень образованных и культурных людей – это очень сложно совмещается. Свою историю нужно помнить, искать в ней не только отрицательные, но и положительные моменты, а не пытаться переделывать ее так, как угодно тебе. Это как родители, которых не выбирают. В конце концов, каждый из нас тоже станет частью истории. Вспомнят ли о нас предки? Какую память мы им оставим о себе? Некоторые американские, и не только американские, ученые и эксперты говорят, что в данный момент в США идет пересмотр всех исторических процессов. История переделывается под другую идеологию? А как же право каждого, даже в том числе и населенного пункта, на свою историю? Почему в определенный временной период происходили те или иные события, какие они несли перемены? Можно вычеркнуть из истории то, что тебе в ней не нравится, можно вообще переписать историю на свой лад. Но реальная жизнь от этого не изменится. Мы не можем вернуться в прошлое и изменить его. Не произойдёт «эффекта бабочки», как в романе писателя Брэдбери. Но мы можем осознанно добавить в историю ложь, отказаться от каких-либо ценностей в угоду своего нынешнего мировоззрения и амбиций. И всё это затем передадим в наследство потомкам?