«Последняя дуэль»: Маргарита, ты же помнишь, как всё это было
18.11.2021 Россия Роман Кашенков В прокат выходит историческая драма Ридли Скотта, премьера которой ранее была перенесена в связи с введёнными в России ограничениями по коронавирусу.
Сюжет фильма, с треском провалившегося в американском прокате, основан на реальных событиях. И непосредственно на книге профессора Эрика Ягера «Последняя дуэль: история испытаний в битве в средневековой Франции», где достаточно подробно и непредвзято описываются происходившие в действительности события – та самая дуэль, которая, к слову, взаправду стала «последней» – последней одобренной французскими парламентариями. С тех пор практика «суда поединком» канула в Лету.
«Последняя дуэль» – первая совместная работа Дэймона и Аффлека со времен картины «Умница Уилл Хантинг», но не будем говорить о величайшем реюнионе, о возвращении короля – 83-летнего Ридли Скотта с целой корзиной новых фильмов. Это всё, конечно, очень интересно, но давайте поговорим о том, каким получилась экранизация книги в жанре популярная история. Синопсис в двух словах: у нас есть якобы изнасилованная девушка, её муж-рыцарь и его заклятый друг, на которого падает обвинение в столь гнусном преступлении. Многообещающе. Сразу вопрос – а достоверно ли вышло? А, собственно, стояла ли вообще такая задача? Но всё по порядку.
Но сначала зайдём с козырей: отличная актёрская игра (но выбор Алекса Лоутера, Джеймса из сериала «Конец ***го мира», на роль Карла VI окончательно превратил драму со всей присущей ей психологичностью в китч), снято качественно, эффектно и, что важно, концептуально. Форма киноповествования позаимствована режиссёром у «Расёмона» Куросавы: зрителю поочерёдно демонстрируется так называемая «истина» глазами главных героев. Реализация же «Rashomon effect» откровенно подводит – мы фактически смотрим одну и ту же историю с одних и тех же ракурсов, рассказанную, чего юлить, одними и теми же словами. Конечно, кто-то скажет, что это чушь, ведь эти истории наполнены совершенно разными смыслами и отличаются друг от друга как Куросава от Миядзаки. Но истина, во всех смыслах этого слова, всегда где-то посередине. Что до сюжета, на этот раз самой что ни есть достоверной истиной является «истина глазами леди Маргариты де Тибувиль», непосредственной жертвы, сильной и независимой женщины, стеснённой обстоятельствами и вынужденной всецело противостоять патриархальным устоям.
Средневековая Франция – хронотоп, в рамках которого изнасилование женщины в суде рассматривается как имущественное преступление, сама же женщина прав как таковых не имеет, влечёт жалкое существование, выполняя сугубо утилитарные функции – дарит мужу наследника. Наша героиня забеременеть не может, в связи с отсутствием в её организме чёрной желчи и, естественно, отсутствием, божьей воли. Маргарита де Тибувиль а-ка Нина, студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица, самая изысканная и обворожительная аристократка на деревне, полиглот, знаток современной литературы, чтец, жнец и далее по списку, но главное, повторюсь, жертва. И пусть никто на деле не знает, что случилось в тот злополучный день, кто кого обесчестил и кто кого оговорил, но в этом фильме всё так, как… положено. И если историки спорят, то Ридли Скотт и два брата-акробата Дэймон и Аффлек, написавшие сценарий, в себе уверены. Мужчины в «Последней дуэли» отмачивают пошлые шутки, прелюбодействуют, кутят, распускают руки, да и выглядят в целом скверно. Мог ли этот гиперсексуальный подхалим Ле Гри возжелать такую роскошную роковую женщину? Да, конечно. Мог ли он ей воспользоваться? Мог. Было ли это на самом деле? А это уже другой разговор, но тот киношный Ле Гри, образ которого виртуозно воплотил Адам Драйвер, и не на такое способен.
И всё же довольно трудно сказать, что же мы смотрим – впечатляющую рыцарскую драму или очередной «оскарбайт» – фильм, снятый специально под оскаровский сезон, проталкивающий повесточку и фонтанирующий феминизацией. И если сценарий двух первых частей картины – «истины глазами Ле Гри» и «истины глазами де Карружа» были написаны, собственно, Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном, то версия Маргариты – это целиком и полностью продукт, произведённый руками Николь Холофсенер. Вышло так, что прогрессивное общество не доверило мужчинам такое важное дело.
Истина глазами Жака Ле Гри в полной мере раскрывает героя Мэта Деймона, который в самом деле судится за землю, которая ему никогда не принадлежала, женится на капитале, пренебрегает нормам этики и морали, открыто нарушает приказы, открыто и топорно пререкается со своим герцогом, не удовлетворяет жену наконец. Но по итогу вопрос интерпретации, на котором могла быть построена сама история, отходит на второй план. Отвечая на поставленный ранее вопрос о достоверности, скажу «вряд ли», но авторы на неё и не претендуют. Это не тот случай, когда «всё по секретным документам», да и не существует никакой объективной реальности. И сама эта история не про дуэль Жана де Карружа и Жака Ле Гри и не экранизация это вовсе – на самом деле это современный кейс в декорациях страдающего средневековья.
Что есть «Последняя дуэль»? Феминистская агитка или манифест времени постправды? Дискредитирует ли фильм рыцарство? А традиционные патриархальное устои? Пусть каждый решает сам.