Китайская пилотажная группа «1 августа» впервые выступила в России
25.08.2018 Россия Алёна Моргуновская
Вчера, 24 августа, в рамках Международного военно-технического форума Армия впервые в рамках военного форума выступила китайская пилотажная группа «1 сентября». Китайские военные летчики выступали на шестерке самолетов J10, являющимся многоцелевыми истребителями в китайских ВВС.
Чэнду J-10 , или Цзань Ши J 10, если использовать другой вариант китайского языка, является истребителем четвертого поколения. В экспортной модификации обозначается как F-10,в западной классификации известен также как «Стремительный дракон».
J10 разработан и производится китайской компанией Chengdu Aircraft Industry Group , которая также выставляется в рамках военно-технического форума Армия. Программа разработки самолёта долгое время оставалась секретной, и была рассекречена только 29 декабря 2006 года. В создании самолёта участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МИГ, также на самолетах используются российские двигатели либо двигатели, которые производятся в Китае по российской лицензии.
Первый полет J-10 совершил 23 марта 1998 года, официально введен в эксплуатацию китайскими ВВС с 2005 года. Всего произведено около 300 единиц данного типа самолетов. С J-10 случалось три авиапроисшествия за период их эксплуатации, во всех трех случаях пилот остался жив. Самолеты считаются надежными и достаточно безопасными по мнению многих экспертов.
Пилотажная группа «1 августа», выступающая на них,является военной пилотажной группой и в самом Китае считается аналогом того, чем у нас в России являются «Стрижи». Базируется «1 августа» на авиабазе Мэйчун.
«1 августа» — одна из старейших пилотажных групп, она была сформирована в 1962 году,а свое название она получила в честь даты основания Народно-освободительной армии Китая.
Изначально «1 августа» летали на учебно-тренировочных самолётах Shenyang J-5 — китайской версии советского истребителя МиГ-17, которые позже были заменены на аналоги МиГ-21 — Chengdu J-7ЕВ и обновлёны версией J-7GB в 2001 году. В составе авиагруппы находятся 8 самолётов, но фактически в авиашоу всегда участвуют только 6 истребителей, еще два являются запасными. С 2009 года эскадрилья укомплектована самолетами J-10, на которых и выступает сейчас. Это первое выступление этих самолетов за пределами Китая и первое их выступление на этих самолетах в России.
Пилотажная группа «1 августа» фактически является боевой эскадрильей китайских ВВС и практически не выступает за пределами КНР. Первое выступление за пределами Китая состоялось 5 лет назад, тоже в России, на авиасалоне МАКС-2013. С тех пор китайцев не было в нашем небе. И вот снова в рамках форума Армия, на котором они выступают впервые, китайцы снова летают над Кубинкой. Посмотреть на их пилотаж можно будет сегодня и завтра.
Первое выступление «1 августа» завершало летную программу первого открытого дня работы форума «Армия». В российское небо китайцы поднялись согласно программе в 14-50. Немного непривычный для нас взлет двумя тройками заставил вообще засомневаться, будет ли их шесть, как было обещано. Но после первой взмывшей в небо тройки через пару минут туда же поднялись еще три китайских истребителя и началось захватывающее шоу.
Китайская пилотажная группа работает с дымами, как и многие пилотажники, что позволяет зрителям лучше рассмотреть траекторию движения самолета. А еще это просто красиво.
В отличие от привычной нам работы наших пилотажных групп «на пятачке», китайцы летают в небе Кубинки широким полным квадратом над аэродром, четко вычерчивая его «рисунок». Перестроение после каждой фигуры занимает некоторое время, что позволяет зрителям рассматривать каждую фигуру, а фото- и видеооператорам успевать спокойно переставлять камеру и менять угол съемки.
«Правильные» китайцы не устраивают пролетов над головами зрителей и не проносятся на сверхнизкой над полосой, но четко и выверенно рисуют в небе свои фигуры пилотажа. Одиночный, парный и групповой пилотаж выполняется полностью четко и синхронно. Небо окрашивается цветными полосами дымов, подчеркивающих каждую фигуру. Особенностью «1 августа» является то, что в отличие от других, работающих с дымами пилотажных групп, каждое авиашоу китайской пилотажной группы сопровождается дымами нового цвета. Непривычные силуэты бело-сине-красных самолетов в небе кто-то из зрителей уже успел любовно окрестить «уточкой» — это не в обиду, это потому, что самолет выполнен по аэродинамической схеме, которая так и называется «утка».
Завершается выступление китайской пилотажной группы красочным роспуском с дымами, после чего самолеты уходят по одному на посадку и руление к стоянке. В этот раз они расположились на дальней стоянке, так что снимать их можно было только на рулении.
На фото с руления попал единственный самолет-спарка в составе «1 августа», на основе которого в дальнейшем в китайских ВВС планируют сделать ударный истребитель.
Интересно, что китайская авиагруппа является одной из немногих военных пилотажных групп в мире, в составе которой летают девушки. Впервые китайских летчиц набрали в тринадцатый состав пилотажной группы «1 августа» в 2014 году.
Читать на Яндекс Дзен.