День на аэродроме — успеть все и влюбиться в Небо

05 ноября 2018 0:00

05.11.2018 Россия Алёна Моргуновская влюбленные в небо

Многие ли  знают о том, что такое один день на аэродроме? Не в большом аэропорту, нет (хотя это тема отдельной истории!), а на маленьком аэродроме малой авиации, или АОН, как ее называют официально, авиации общего назначения. Той самой, в которую входят и крохотные прогулочные самолеты на два или четыре места, и спортивные рекордные самолеты, и даже бизнес-джеты. У всех их пилотов не такие уж и разные дни, и не важно, летаешь ты каждый день или пару раз в неделю выбираешься на аэродром подняться в небо.
Как же проходит день у тех, для кого полеты в небе — не романтика и мечта, а часть жизни? Впрочем, романтикой они быть не перестают. Ведь все пилоты, как и все военные летчики — неисправимые романтики. Кстати, вы знали о том, что слово летчик применяется как раз к военным, а пилот — к гражданским? Наоборот, в общем, тоже можно, но будет не совсем правильно. В авиации, конечно, все по ситуации, но есть свои нерушимые правила и традиции. При чем традиции порой соблюдают вернее правил.
Впрочем, вернемся к началу. Один день на аэродроме. Что можно успеть за него, если ты приехал в гости, и что нужно успеть, если ты пилот?

Первым делом — проснуться. И это не шутка. Не просто встать, а проснуться, полноценно прийти в себя, прежде чем выходить на полосу или идти в ангар. Сонные «совы» в этом плане хронически завидуют бодрым «жаворонкам», но любовь к небу и авиации заставляет просыпаться по утрам вернее необходимости идти на работу. Едешь ли ты просто покататься на самолете или сесть за его штурвал, проснуться полноценно — первая задача с утра. Ведь на аэродроме нужно всегда быть внимательным.
Ну а дальше «утро начинается не с кофе» если ты пилот (не правда, с кофе, конечно, иначе как же проснуться?), а с проверки самолета. Открыть ангар, осмотреть самолет, проверить топливо и масло, и уже после этого можно выкатываться. Пока еще не на полосу, а на площадку рядом с ангаром. Там проходит предполетный осмотр, и оттуда пилот выходит в эфир первый раз перед вылетом. После того, как убедится, что самолет готов, топлива в баках достаточно и можно взлетать, пилот занимает свое место в кабине, включает приборы и выходит на связь с диспетчером на КДП. В этот момент еще не запущен двигатель, это только проверка связи и уточнение курса и силы ветра. Можно, конечно, и на полосу сходить, на «колдун» посмотреть (так называется полосатый треугольный «мешок» на палке, о котором часто спрашивают посетители аэродромов, и служит он как раз для определения направления и силы ветра), но по правилам лучше уточнить это у диспетчера. Хотя бы потому, что визуально ты можешь определить силу ветра и его направление у земли, а на высотах картина может быть совсем другая. При чем на разных высотах разная, бывает и так.

После получения необходимой информации и «декларации о намерениях», переданной диспетчеру, можно запускаться. Запуск двигателя, как и его остановка — ответственная задача. Ведь двигатель это сердце крылатой машины, а значит, должен всегда работать как часы. Причем швейцарские и новые. Впрочем, порой мне кажется, это расхожее сравнение не совсем верно. Это швейцарские часы должны работать четко как двигатель самолета.
Хороший пилот, знающий свой самолет, еще при запуске по звуку двигателя может понять, все ли в порядке или что-то не так. Если звук двигателя отличается от стандартного — это серьезный сигнал для проверки самолета. Ну, а если все в порядке — можно прогреваться и выруливать поближе к полосе, на предварительный старт. Заняв его, пилот снова связывается с диспетчерами и сообщает «борт такой-то на предварительном». После этого диспетчер отдает команду — можно ли занимать исполнительный старт, или пока стоит подождать, давая взлететь или сесть кому-то другому. Если диспетчер разрешит, пилот выруливает на исполнительный старт, проверяет штурвал, закрылки и дает полный газ. На взлет!
Первый полет обычно выполняет на один или два круга, реже короткий вылет в зону (одну из воздушных зон, расположенных по направлениям четырех сторон света от аэродрома), потом самолет возвращается на землю. Все это называется утренний облет самолета. По правилам, такой облет выполняется всегда до выполнения основных вылетов, особенно если они планируются с пассажирами или на дальние расстояния. За облет пилот проверяет самолет в воздухе, убеждается, что все в порядке.
Вот теперь можно летать!

К этому времени обычно на аэродроме появляются и первые гости или пассажиры, если речь о полетах на бизнес-джетах. Впрочем,  бизнес-перелеты это вообще отдельная категория, и там вылеты больше связаны с необходимым временем  прибытия в пункт назначения. Но  в  России это  пока мало развитое направление, так что мы больше будем  говорить об обычных  аэродромах  малой авиации и учебных или  прогулочных полетах на них. Те, кто хочет полетать, приезжают, как правило, по выходным. Летом, правда, и в будни их довольно много. Утренним ранним пташкам везет — народу еще мало, можно не торопиться и не ждать в очереди, которая летом вырастает на несколько человек. Желающих полетать по теплу всегда больше. Второе место по численности желающих полетать занимает весна, а третье, как ни странно, зима. Меньше всего желающих полетать приходится на осень. Но сами пилоты летают круглый год, в том числе и потому, что для самолетов длительный простой это вредно. «Только в полете живут самолеты» — это не просто слова, а чистая правда.
Еще и поэтому пилоты так любят тех, кто приезжает покататься. Это ведь повод поднять самолет в небо! Конечно, сделать это можно и без пассажиров, но, увы, топливо стоит прилично, и мало кто из пилотов может позволить себе просто так часто летать. А вот покатать кого-то за разумную плату — отличный способ и человека порадовать, и самому в небо подняться, и самолет не будет стоять.

Если вы в первый раз приехали на аэродром, не спешите сразу взлетать. Если только у вас есть время (а хотя  бы полчаса-час у вас есть, если вы поехали на аэродром, все они находятся не менее чем в часе езды от Москвы, и обычно едут туда если не на целый день, то на половину дня точно), прогуляйтесь по аэродрому. Просто побудьте тут, присмотритесь, поймайте то ощущение, которое заставляет нас, «больных» этим Небом, ездить сюда снова и снова. Кто знает, может быть, вы тоже заразитесь? И на одного пилота станет больше.
Вот чего точно не стоит делать перед полетом, так это обедать. Если вы в первый раз планируете лететь на маленьком самолете или у вас планируется полет на высший пилотаж, обед лучше отложить на послеполетное время.
Учебные полеты на аэродроме начинаются рано утром, летом иногда часов в 8 утра самолеты уже поднимаются в небо с курсантами на борту. На военных аэродромах, кстати, полеты начинаются и того раньше — утренние вылеты стартуют с 5 часов утра, особенно летом или в период подготовки к каким-нибудь выступлениям. Но мы говорим о гражданском аэродроме, так что тут все более мягко.
Гости съезжаются на аэродром часов с 10, не раньше. На некоторых аэродромах это бывает и с 11, и с 12 часов. Во-первых, ставить прогулочные полеты раньше нет смысла, ведь до аэродрома еще надо доехать. А во-вторых, если на аэродроме активно идет обучение курсантов на самолетах или планерах, которые частенько базируются вместе с самолетами, эти утренние часы нужны для того, чтобы они могли спокойно отработать свою учебную программу. В разгар дня, когда на аэродроме много желающих полетать, отрабатывать что-то уже не очень удобно. В это время учебные взлеты обычно совершаются только в зону, чтобы не мешать на кругах (так называются тренировочные полеты по кругу вокруг аэродрома, когда после каждого такого полета совершается проход с касанием или посадка).
Если вы хотите полетать на самолете в спокойной обстановке, лучше всего приезжать летом в будние дни. Если с будними никак, то отлично подойдут весна или осень, главное, чтобы не было дождя. Ну а если не пугают холода, приезжайте зимой. Зимние полеты по-своему очень красивы, это совершенно сказочное ощущение — лететь над искрящейся снежной равниной или усыпанным снежным серебром лесом.

Но есть все-таки  один вид  полетов, которые  возможны только по теплу. Это  полеты на самолетах-амфибиях,  способных  взлетать с воды и на нее  же садиться. Их  еще называют самолеты-лодки, и это один из самых красивых и эмоционально насыщенных видов полета.

К вечеру, когда стихает активная жизнь и с окончанием светового дня завершаются полеты, пилоты и помогающие им техники заняты «парковкой». На ночь самолет или планер либо загоняется в ангар, либо, при открытом хранении, крепится на стоянке. Без крепления и специальных стояночных тормозов оставлять ни самолет, ни планер на ночь нельзя. Если вдруг будет сильный ветер, легкие крылатые машины могут в буквальном смысле взлететь. Пролетят они, правда, не долго, а вот приземление будет печальным. И, скорее всего, закончится серьезной поломкой.
Все эти вечерние работы, как правило, занимают от получаса до часа, после чего, наконец-то, можно идти ужинать и отдыхать. Вот это время самое интересное на аэродроме! Послушать разных историй, поговорить с пилотами, разобрать полет, услышать ценные советы — все это можно сделать вечером. И даже если вы просто приехали полетать первый раз, если есть возможность, обязательно оставайтесь на аэродроме до вечера. Пилоты — люди дружелюбные, и если вам понравилось летать, они с удовольствием расскажут про полеты и самолеты еще массу интересного. И даже если вы не вернетесь больше на аэродром, у вас останется в памяти немало ярких и интересных рассказов.
А что за чудо пить шампанское по вечерней росе около полосы! Романтика в самом настоящем, первозданном ее значении. Кстати, маленькая подсказка — это может быть отличным моментом для предложения руки и сердца, если днем вы подарили любимому человеку полет.
Уезжать можно и совсем поздним вечером, и на следующее утро. На большинстве аэродромов есть возможность остаться на ночь, сняв номер в небольшой гостинице или отдельный домик.
Правда, в этом случае не гарантировано, что утром вам не захочется снова полетать, когда вы проснетесь под мягкий шум заводящихся винтов.

Ранее мы писали  об авиасалоне беспилотных летательных аппаратов.

Читать на Яндекс Дзен.