Выборы президента США. Чего ждать России от победы демократов?
19.09.2020 Политика Артак Сотников Ужесточение санкций в отношении России формирует социальный запрос к властям – где реальная оценка последствий и компенсационные меры для населения?
До президентских выборов в США осталось менее 2 месяцев. Шансы действующего президента Дональда Трампа остаться на второй срок уменьшаются с каждым днем, а уверенность в победе кандидата в президенты США от демократической партии Джозефа Байдена разделяет уже большинство аналитиков Старого и Нового Света.
18 сентября 2020 года Байден заявил в интервью телеканалу CNN, что Россия выступает для Америки в роли противника. «Я считаю, что Россия — противник. Я действительно так думаю», — заявил кандидат в президенты. Байден пояснил, что Кремль «постигнет расплата», если ее предполагаемое вмешательство в американские выборы будет доказано. «Я не имею в виду войну, но они заплатят за это цену, это будет экономическая цена», — сказал Байден.
Надо понимать, что жизнь обывателя американского государства на самом деле мало чем изменится от победы того или иного кандидата. Внутренняя экономическая и социальная жизнь в США не так сильно зависит от политической турбулентности. В массе своей внутренние бизнес-процессы, в которых заняты большинство американцев, настолько самодостаточны, так что на них практически не влияют политические курсы президентов.
Демократы сменяют республиканцев, потом опять к власти приходят республиканцы, но рабочий, фермерский и средний класс продолжают существовать в относительно стабильных и понятных правилах игры.
Но в отличии от внутренней политики, внешняя политика республиканцев и демократов кардинально различается своими целями и подходами. И в данном случае надо понимать, что относительное затишье, которое смог обеспечить Трамп на международной арене, с приходом демократов сменится активными действиями по наверстыванию геополитического веса.
Уверенность демократов в своей победе разделяют также многие главы государств- соседей России по постсоветскому пространству и стартовавшая этим летом политическая активность вокруг границ России объясняется именно расчетом на долгоиграющий эффект от президентства Джо Байдена.
Представители демократического политического блока США не скрывают своего отношения к политическому курсу Кремля и демонстрируют систематическую наступательную активность по всем фронтам.
Именно от демократической партии исходили инициативы разного рода санкций – тарифных, финансовых, технологических, персональных и прочих ограничительных мер.
Базовым документом, на основе которого будет выстраиваться новая архитектура санкционной политики в отношении России, является 120-страничный доклад: «Укрепление Америки и противодействие глобальным угрозам», подготовленный Республиканским исследовательским комитетом (Republican Study Committee, RSС) и представленный в Палате представителей.
Основным тезисом доклада является то, что меры, которые предпринимали власти США по сдерживанию России, не дали результата. Следует отметить, что обсуждение новых санкций уже происходит в ключе необходимости полной экономической и политической изоляции России – лишение доступа к SWIFT, включение в санкционный список большого количества публичных персоналий российской политики и бизнеса, а также сопоставимые санкции в отношении союзников России на постсоветском пространстве. Также можно полагать, что демократы поставят точку в затянувшемся бюрократическом процессе о признании России страной — спонсором терроризма, что даст юридическую возможность подавать иски в американские суды для тяжбы с Российским государством и право арестовывать его собственность и собственность определенных категорий граждан РФ, которая окажется в зоне досягаемости американской юстиции.
К сожалению, подконтрольные государству федеральные и региональные российские СМИ табуируют такого рода информацию, а свершившиеся санкции объясняют неким глобальным противостоянием между Западом и Востоком, придавая таким образом этому процессу характер безальтернативности и неизбежности.
Но следует понимать, что проблема здесь в полном отсутствии диалога на официальном международном уровне и нежелание поиска компромиссных решений в вопросах, где пересекаются интересы США и России.
18 сентября 2020 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в интервью РИА «Новости» — «Мы будем, естественно, работать с любым правительством, которое будет избрано в любой стране, это относится и к Соединенным Штатам», подчеркнув при этом, что разговаривать с Россией ультиматумами — бесполезно.
Таким образом мы видим как с одной стороны приходящая к власти в США демократическая партия анонсирует о мерах по усилению санкций в отношении Россия, а при этом глава нашего МИД предупреждает о недопустимости ультиматумов.
Что происходит? Кто из органов власти Кремля может внятно объяснить гражданам России о причинах, послуживших такой эскалации взаимоотношений двух держав? В обществе давно созрел социальный запрос на понимание внешней политики Кремля и ответных мер со стороны ЕС и США.
Федеральные СМИ в массе своей разучились задавать прямые и неудобные вопросы высоким чиновникам, но это их основная задача – служить коммуникацией между властью и избравшим ее народом.
Понимаем ли мы все, что мы практически в нескольких шагах от государственной идеологии Северной Кореи? Готовы ли мы к такого рода жесткой изоляции? А самое главное –понимаем ли мы, за что идет эта схватка и что выигрывает от ее продолжения российский народ? Может и есть ответы у Кремля на эти вопросы, но почему-то задать их сегодня некому.