В Тюмени обсудили развитие отрасли переработки отходов
Круглый стол на тему «Стратегия развития отрасли переработки отходов» прошел в Тюмени с участием экологов, общественников, представителей бизнес-структур, СМИ. Открывая мероприятие, модератор круглого стола Генеральный директор научно-производственного объединения ООО «Аквамин-Технологии» Татьяна Леонгард, отметила, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации идет планомерная корректировка территориальных схем обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и подготовка к отбору региональных операторов по обращению с ТКО. До 1 мая 2018 года соглашения с региональными операторами должны быть заключены. На данном этапе важно привлечь к подготовке документов общественность, организовать общественные обсуждения в целях соблюдения интересов населения того или иного региона.
Эксперт рабочей группы по экологии открытого Правительства РФ, директор ООО «ЭКО Технопарк» Сергей Завьялов рассказал присутствующим о поручениях Президента РФ по вопросам экологии. В частности, отметил, что в государственной программе охраны окружающей среды должна быть предусмотрена подпрограмма по созданию отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами замкнутого цикла, которая предполагает раздельный сбор, транспортирование и утилизацию, а также целевые показатели снижения объемов утилизации отходов и достижение уровня мировых стандартов. Сергей Завьялов напомнил присутствующим о том, что лучшие мировые стандарты – это ноль отходов на полигоны. «Иными словами, в необозримом будущем нам надо добиться такой ситуации, когда все отходы будут собраны, переработаны, а до полигонов ничего не будет доезжать», — отметил Сергей Завьялов.
«В этой ситуации в ряде регионов мы наблюдаем как некоторые структуры под флагом реформирования отрасли по обращению с отходами, пытаются навязать субъектам, в том числе, населению, заведомо невыгодные условия. Это проявляется в заключении концессионных соглашений, в рамках которых предполагается создание 1-2 крупных полигонов для захоронения ТКО вместе с сортировочным комплексом, несколько мусороперегрузочных станций и все. Причем базой для начисления своего дохода они считают объем, поступивший на эти объекты. То есть, чем больше отходов поступило на полигон, тем выше доходность концессионера. Таким образом, задачи концессионера прямо противоположные тем задачам, которые обозначил президент», — добавил Сергей Завьялов, — «Вообще, концессия – это форма договора, которая позволяет совершать ряд полезных для страны вещей. Но, когда в договор пытаются включить условия, заведомо невыгодные, это заслуживает внимания. Причем, все это сопровождается кулуарными закулисными переговорами, которые не учитывают мнение общественности, профессионального сообщества. Здесь возникает подозрение о наличии коррупционной составляющей. То есть, представители государственных структур договариваются с концессионером о выгодных для него условиях, а потом в конечно итоге за все будем расплачиваться мы с вами – жители субъектов».
Минпромторгом РФ разработана стратегия развития отрасли переработки отходов, которая как раз и предполагает глубокую переработку отходов (всех видов отходов) с выпуском товаров народного потребления, продукции из вторичных материальных ресурсов. Экономические расчеты показывают, что, реализовав эту стратегию, возможно не только понизить тарифы для населения, но и еще доплачивать населению за отходы. Эти расчеты сугубо предварительные. Возникает вопрос. А в каком субъекте моделировалась экономическая ситуация с теми или иными вариантами развития?
Одним из базовых элементов стратегии развития отрасли переработки отходов являются экотехнопарки. Предполагается, что в регионах будут созданы некие промышленные центры, экопарки, которые будут заниматься всеми вопросами, связанными с экологией. Не только сортировкой и утилизацией отходов, но и подготовкой специалистов, проведением научно-исследовательских работ, выдачей рекомендаций по применению научных достижений и технологий. И самое главное – они будут заниматься промышленной переработкой в промышленных масштабах.
Если брать статистику по стране, то ТКО составляют всего 1 % от всех отходов. Но, если брать наши регионы (Тюменскую, Курганскую области), то этот процент доходит до 20-30 %. Тем не менее, промышленные отходы – это бОльшая часть в общем количестве образований. Есть еще и жидкие отходы, газообразные отходы. В настоящее время мы наблюдаем как воссоздается промышленная отрасль по переработке отходов. В Советском Союзе это было поставлено на научную основу, там работали целые институты по изучению данного вопроса. Были налажены связи между предприятиями, позволяющими одному предприятию работать на отходах другого, просчитывались последствия утилизации.
Председатель Совета Саморегулируемой организации «Союз операторов по обращению с отходами Тюменского региона» Сергей Сахаров, рассказал, что с территориальной схемой и этой проблематикой общественники работают уже полтора года. «Когда мы изучили нашу территориальную схему, сразу возникли вопросы по уровню переработки и размещению производственных площадок. Все наши вопросы были озвучены властям, но решить ничего не удалось. Изначально было заявлено, что 80 % от всех отходов будут направлены на переработку, затем эта цифра упала до 40 %. Но сейчас, под переработку даже 40% нет ни технологии, ни проекта. Как уже говорили, есть страны, где 0% отходов размещают на полигонах. Швейцария – одна из таких стран», — отметил Сергей Сахаров, — «В связи с изменениями в законодательстве, созданием единого регионального оператора, необходимо все вопросы выносить на поверхность. А не так, как получилось с концессионным соглашением. Мы сначала продекларировали его, подписали, а потом через два года выяснили, что выполнить его условия невозможно. Одной из причин этого является то, что общественность была отстранена от участия в процессе на стадии организации, некому было высказать замечания, лежащие на поверхности. Цифра в 80% была просто задекларирована, не подкреплена технологией и организационными моментами».
Он-лайн мониторинг экологической ситуации в круглосуточном режиме на предприятиях, занимающихся переработкой отходов показали тюменским общественникам недавно в Германии. Вывод итогов мониторинга в контролирующие структуры здесь никого не смущает, никто не говорит, что это как-то «зажимает» бизнес и предпринимателям не дают работать. Нет, здесь это нормально воспринимается.
«Мы как общественники настроены только на конструктивное взаимодействие с концессионером, на положительное решение вопросов, как для населения, так и для самого концессионера. С этой целью мы создали рабочую группу для контроля за реализацией концессионного соглашения, заключенного в Тюменской области», — добавил Сергей Сахаров.
Руководитель общественной экологической приемной депутата Государственной Думы А.Е. Карпова Татьяна Соснина отметила, что есть передовой опыт Европы, на который можно равняться, с учетом советского опыта. И в России есть возможность это все выполнить (0% размещения на полигоне).
«Наш концессионер опирается прежде всего на то, что население само виновато в том, что образует отходы. А ведь 50 лет назад у нас не было никакого пластика, но у нас была бумага, стекло, которые перерабатывались и каждый знал куда ему пойти, чтобы все это сдать на переработку. У нас была грамотная схема по обращению с отходами. Сейчас наша экономика должна быть экологичной. Если предприятие производит отходы, то оно должно изначально задуматься, а как оно будет их перерабатывать? В Европе это сразу просчитывается. Если производится пластик, то они сразу задумываются, а куда он будет забираться. Если предприятие производит оборудование, бытовую технику и что-то подобное, оно изначально продумывает, а куда будут сдаваться батарейки» — сказала Татьяна Соснина, — «У нас все сводится до населения: вы сами создали, купили, реализуйте. Все складывается на плечи населения. При этом, судя по тарифам мы все с вами олигархи. Такая система не только экологична, она не этична».
Татьяна Соснина также отметила, что подобная картина наблюдается не только в Тюменской области, но и в других регионах. Необходимо концессионный проект Тюменской области изначально стоивший 1,5 млрд рублей, а потом увеличившийся до 2,6 млрд рублей, реализовать таким образом, чтобы тариф для населения не вырос. Кроме того, согласно первоначальным условиям концессионного соглашения должны были построить четыре мусороперерабатывающих завода, а теперь осталось три мусоросортировочных, что не одно и то же. Изначально проект получил отрицательную оценку экологической экспертизы, но продолжает реализовываться.
Исполнительный директор саморегулируемой организации «Ассоциация управляющих недвижимостью Тюменской области Некоммерческое партнерство «Народный дом» Владимир Васильев отметил, что принятая территориальная схема по обращению с отходами похожа на студенческий реферат. Он сказал, что территориальная схема – это дорожная карта. Мусор откуда-то ведь начинается. Если не говорить о предприятиях, а только пройтись по населению, то у нас почему-то выброшен из программы раздельный сбор мусора. У нас есть буклетики, которые раскидывают в почтовые ящики, но давайте поймем, что в местах сбора мусора должны быть созданы условия для сбора стекла, пэт, бумаги и пр. И уже в пунктах сбора появляется готовое сырье для переработки. Фактически же сейчас мы получаем кашу, прессуем, брикетируем, везем на полигоны. И есть угроза, что через 10 лет останется та же схема.
Следующий момент — это бонусы, которые предусмотрены для концессионера. «Сейчас, пока это не коммунальная услуга мы берем и повышаем в четыре раза стоимость захоронения на полигоне, затем поднимает тариф для населения до потолка и говорим, что это вопрос управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Что делают управляющие компании и товарищества собственников жилья: они сокращают количество вывозов мусора. Это не приводит к улучшению экологической ситуации в городе. Обсуждение территориальной схемы безусловно нужно и широкими массами», — подытожил Владимир Васильев.
Татьяна Леонгард добавила, что вопрос по раздельному сбору отходов она неоднократно задавала компетентным структурам, но получала ответ о том, что у нас нет потребности в этом.
Представитель завода «Стеклотех» Сергей Щукин рассказал, что завод работает на вторичном сырье и в нем существует огромная потребность. Суточная потребность переработки — около 100 тонн стекла и этот объем можно увеличить. В настоящее время стеклобой завод приобретает по всей России от Хабаровска до Санкт-Петербурга. Везут вагоны, машины с Казахстана, с Удмуртии, других регионов. Проблем в переработке стекла нет. Есть проблемы с отсутствии сырья, это дефицит. «И мы везем стекло через всю Россию. Нужен сортировочный комбинат, необходимо сузить географию закупа вторичного сырья, необходимо здесь на месте решать эти проблемы. Также у нас нет культуры раздельного сбора мусора. Над этим надо работать», — отметил Сергей Щукин.
Представитель организации концессионера ООО «ТЭО» заверила присутствующих, что работа по получению сырья для «Стеклотеха» ведется, по заводу «Кнауф» ситуация немного сложнее. В скором времени концессионер будет готов отсортировывать для завода «Стеклотех» готовое сырье. Стоимость сырья будет конкурентноспособной.
Член Общественной палаты Тюменской области Альберт Фахрутдинов, отметил, что территориальную схему принимали в спешке, поэтому не предусмотрен раздельный сбор отходов. Местами даже отсутствует привязка к полигонам обозначенных мусоросортировочных станций. Кроме того, что документ не проработан, у нас отсутствуют условия для раздельного сбора. Дворовые территории заставлены автомобилями, у жителей отсутствует возможность в домашних условиях собирать мусор раздельно из-за маленьких площадей, ведь большинство граждан живут в квартирах.
Также он отметил, что необходимо все документы подвергнуть обсуждению с населением. Кроме того, в территориальную схему надо внести этап обезвреживания отходов. Сейчас этот раздел отсутствует.
Рустам Утешев, генеральный директор ООО «СибСтрой-Экология» отметил, что во всех процессах, связанных с концессией и сферой обращения с отходами, отсутствует прозрачность для потребителя. «Почему население, как собственник мусора, должен бесплатно отдавать мусор? Мы и содержим концессионера и еще и доплачиваем ему за наш же мусор», — добавил он.
В обсуждении также принял участие Артем Седов, заместитель руководителя экспертного совета по энергоэффективности в Минстрое России, генеральный директор РПК «Большая тройка». Он предложил не рассматривать концессионера как врага, это прежде всего инвестор, который несет колоссальные риски. Он также рассказал о цифровой экономике в сфере обращения с отходами. Если раньше все процессы оформлялись на бумажных носителях, теперь создаются электронные модели территориальных схем.
По итогам мероприятия участники встречи договорились подготовить итоговую резолюцию, включающую предложения по совершенствованию региональной территориальной схемы по обращению с ТКО, отражающую успешные практики переработки отходов, существующие в России. Резолюция будет направлена в органы исполнительной власти региона.
Читайте нас в Яндекс Новости Теги: ТКО / переработка отходов / Концессия