» «Северок» на крайнем Севере

27 декабря 2016 10:00

Авиация

 

Все мы, влюбленные  в небо, не  ищем  причин для того, чтобы летать. Сам  полет и есть достаточная  причина и вполне серьезный повод, чтобы выбраться  в единственный  выходной  за  сотню километров от города  и подняться в  небо. Но кроме этого, у малой  авиации есть и более глобальный смысл. Быть по-настоящему нужной там, где не сядет большой борт,  тяжелый, неповоротливый и   прожорливый  в плане топлива.  Четырех- или шестиместного самолета  вполне хватит порой, чтобы  справиться  с местными нуждами. Но кто же  летает в  районах Крайнего севера  в  условиях Полярной ночи?

Находятся и такие.

13  декабря уходящего года  впервые в  России в  условиях Полярной ночи сверхлегкий  частный самолет в  одиночку  достиг  берегов Карского моря  и совершил  посадку в  поселке  Амдерма.

«Северок» ,маленький самолет марки «Скайрейнджер»  пилота Виктора  Михайлова, вылетел из Москвы и в одиночку достиг  этих мест, проделав  опасный и трудный, но такой  нужный  путь.

Благодаря  помощи  АОПА и просто не равнодушных к этому делу пилотов,  полярников, просто готовых помочь людей  этот перелет удался. Ведь сложно не только лететь при боковом  ветре в  обледеневшем  самолете, сложно еще и закрепить его на стоянке, найти  ночлег и, возможно,  помощь на следующее утро, чтобы выкопать маленький «Северок»  из-под наметенного за ночь снега, чтобы отправиться дальше.

…Крайний перед достижением конечной  точки вылет – из Воркуты. Температура минус 34  градуса  еще  у земли, ветер  6-8 метров в секунду.  При такой  температуре очень сильно падает прочность  металла и ткани, из которых сделан самолет, особенно  при взлете,  и все-таки  пилоту удается поднять самолет.  По здешней  погоде  приходится  идти на высоте не более ста метров, чтобы не потерять  из виду   землю, а, значит, и  ориентиры. В  этих местах не полетаешь по приборам, даже если  на борту  будет установлена  современная  авионика – нет  здесь  перекрывающихся  друг с другом зон  аэродромов,  их тут и вообще-то почти нет, так что лететь можно только по визуальному  ориентированию и картам.

Путевая  скорость около 120 кмчас, и на расстоянии 200 км  от Воркуты  под крылом  скользит поселок  Каратайка. Это край,  за  который  прежде в декабре, после перегона оленей, к  Карскому  морю не пробивался по небу  еще ни один борт малой  авиации.

Лететь  холодно настолько, что пилоту  приходится  хотя бы  немного двигаться в кабине, и от его движений крохотный  чуткий  самолет  дрожит в  воздухе и рискует сорваться в  штопор.  Полет в  любой  момент может закончится  вынужденной  посадкой в  тундре, и тогда пилоту  придется  просить помощи, чтобы выбраться оттуда,  а  что будет с самолетом,  и вовсе  лучше  не думать.

И все-таки удается!  Впереди совсем близко  появляются  ориентиры, отмеченные на карте, и вот уже  под  крылом  Амдерма, по одному краю  которой  суша, а по другому – открытое  море.

Цель достигнута.

 

 

Маленький  «Северок» заходит на посадку с  сильным  боковым  ветром и вот уже бежит по земле, теряя скорость.

После посадки одной из основных задач стало уберечь самолет, а значит – швартовка, закрепление и укрытие «Северка» от ветра.

И все же за ночь  самолет ощутимо потрепало   сильным  северным  ветром.

Сорванная часть ткани с кабины, срезанные заклепки с приводов элеронов на крыльях, пробитая ткань крыла под ними и снег в каждой щели фюзеляжа.

 

Вот он, еще вчера долетевший  сюда  самостоятельно самолет:

 

Но это не  конец.  Самолет требует  ремонта, но он на крыле, и за  несколько  дней  снова  приводится в   норму, чтобы  отправиться  в первый  полет по этой  местности, а  потом  через некоторое  время  и в  обратный путь домой.

Амдерма  под крылом.  Аккуратная  «коробочка»  над небольшой  полосой  и снова  заход на посадку. Еще  есть работа на  земле,  еще  кое-что нужно исправить, но главное – самолет выдержал.

Перелет  Москва-Амдерма  в условиях зимы, в  условиях  Полярной  ночи  состоялся.

 

Здесь, на  Крайнем  севере малая  авиация  порой  единственная  может помочь. Преодолеть расстояние с  такой  скоростью, как это может самолет,  не  сможет ничто другое. Иногда от этого может  зависеть  здоровье или  даже  жизнь. Иногда  «ставки»  скромнее, но тоже  важны.

Виктор  Михайлов, пилот  Северка:

«Летать здесь мы должны, мы нужны людям, несмотря на поворот к нам спиной, если не сказать круче, чиновников самых верхних рангов.
Ну а про улучшение жизненных условий людей, которое может дать малая авиация, я просто молчу.»
Мне нечего добавить к этим  словам, кроме огромного уважения и восхищения пилотом и людьми,  которые ему помогали. И, конечно, как же без искренних пожеланий  удачи в небе и на земле!

 

27.12.2016 10:00

автор: Алёна Моргуновская