» Реактивная «учебка» для курсантов

20 июля 2017 12:00

Авиасалон Авиация Выставка

Второй  день  МАКСа был  щедр на  возможности познакомиться с  самым  интересным, что только есть на  авиасалоне  — с новинками авиатехники.  Нам  выпала возможность увидеть сразу  два  самолета,  впервые представленные  публике и специалистам. Первый из них – СР-10 от компании «САТ», второй ТВС-2 ДТС ( о нем  вы  можете прочитать в  отдельной  статье).

Самолет СР-10  сегодня  впервые официально поднялся  в небо  над Жуковским. Вчера он выполнял только технические  полеты, сегодня  принял участие в  демонстрационных полетах в рамках официальной летной  программы  авиасалона. Пилотировал СР-10 заслуженный  летчик-испытатель, многократный  чемпион мира  Юрий  Михайлович  Кабанов, который на завтра дал нам согласие  на интервью. Сегодня же мы имели возможность  наблюдать этот самолет – в небе и на земле.

В рамках демонстрационных полетов, как  пояснили представители компании-создателя  «САТ» (КБ «Современные авиационные технологии»), он показал  сегодня лишь малую часть своих  возможностей. Самолет совсем новый,  и многое пока  еще не разрешают демонстрировать при скоплении публики. Так бывает со многими самолетами, которые  только-только выходят на авиационный рынок и впервые  заявляют о себе. Но даже  увиденного сегодня в небе над Жуковским было достаточно, чтобы  понять, что этот самолет интересен и достоин внимания.

Первое, что привлекает внимание  в этом  окрашенном  в яркий  красный  цвет самолете – обратная  стреловидность крыла. Она, конечно, меньше, чем у   знаменитого «Беркута», но выражена тоже весьма заметно.  Такая  форма крыла  позволяет добиться  повышенной управляемости и стабильности самолета на высоких углах атаки, обеспечивая повышенную маневренность самолета. Но это не единственная  его особенность.

СР-10  означает «самолет реактивный со стреловидностью крыла минус  10  градусов». Именно на столько  направлены  в обратную от привычной нам  схемы  консоли его крыла.

Предназначен  самолет для начальной  подготовки  летчиков военной авиации, а также для  подготовки  пилотов-спортсменов, выступающих на легких реактивных самолетах.

Со стороны  совсем небольшой  СР-10 выглядит, что называется, «как  игрушечка».  Он совсем не похож на то, что мы  привыкли себе представлять, когда  речь идет о самолетах для  подготовки военных летчиков. И все же именно это его основная задача.

Самолёт СР-10 выполнен по нормальной  аэродинамической схеме, имеет высокорасположенное  крыло обратной среловидности, обладает однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Такая компоновка позволяет выполнять фигуры сложного и высшего пилотажа с использованием элементов сверхманёвренности, которые характерны для истребителей поколения 4 и 4+, при этом максимальные расчётные перегрузки при выполнении фигур высшего пилотажа составляют +8 −6.

Современные технологические решения, использованные в конструкции планера, позволяют минимизировать затраты на подготовку производства, а также получить относительно недорогую, отвечающую современным требованиям машину, имеющую высокий  потенциал как в  гражданской, так и в военной авиации.

 

Десять лет прошло с начала  разработки самолета до сегодняшнего дня, когда  мы  смогли увидеть его поднявшимся в небо. Вот основные  этапы  этого проекта:

  • 2007 год — рождение концепции и начало эскизного проектирования СР-10
  • Август 2009 года — демонстрация на международном авиасалоне МАКС-2009 полноразмерного макета самолёта. Ничего более на тот момент  еще не существовало. После этого было согласовано  ТЗ  с Заказчиком и начались основные  работы  по созданию самолета.
  • Март 2010 года — получение КБ лицензии на разработку авиационной техники, в том числе двойного назначения (так именуется техника, которая  может применяться  как  в гражданских, так и в военных целях).
  • Март 2014 года — участие проекта самолёта СР-10 в открытом конкурсе Министерства обороны на самолёт первоначального обучения.
  • 23 августа 2015 года — торжественная выкатка самолёта СР-10 из сборочного цеха в присутствии представителей Министерства обороны и авиапромышленности России.
  • 25 декабря 2015 года — первый полёт опытного образца самолёта СР-10.
  • 30 мая 2016 года — начало этапа предварительных испытаний
  • Июнь 2016 года — на совещании в Министерстве обороны принято решение о целесообразности продолжения разработки самолёта СР-10 и проведении в 2017 году государственных совместных испытаний (ГСИ)
  • Июль 2017 – демонстрация самолета  СР-10 в  рамках летной программы на авиасалоне МАКС.

 

 

 

 

 

 

20.07.2017 12:00

автор: Алёна Моргуновская