» Реактивная «учебка» для курсантов
Авиасалон Авиация Выставка
Второй день МАКСа был щедр на возможности познакомиться с самым интересным, что только есть на авиасалоне — с новинками авиатехники. Нам выпала возможность увидеть сразу два самолета, впервые представленные публике и специалистам. Первый из них – СР-10 от компании «САТ», второй ТВС-2 ДТС ( о нем вы можете прочитать в отдельной статье).
Самолет СР-10 сегодня впервые официально поднялся в небо над Жуковским. Вчера он выполнял только технические полеты, сегодня принял участие в демонстрационных полетах в рамках официальной летной программы авиасалона. Пилотировал СР-10 заслуженный летчик-испытатель, многократный чемпион мира Юрий Михайлович Кабанов, который на завтра дал нам согласие на интервью. Сегодня же мы имели возможность наблюдать этот самолет – в небе и на земле.
В рамках демонстрационных полетов, как пояснили представители компании-создателя «САТ» (КБ «Современные авиационные технологии»), он показал сегодня лишь малую часть своих возможностей. Самолет совсем новый, и многое пока еще не разрешают демонстрировать при скоплении публики. Так бывает со многими самолетами, которые только-только выходят на авиационный рынок и впервые заявляют о себе. Но даже увиденного сегодня в небе над Жуковским было достаточно, чтобы понять, что этот самолет интересен и достоин внимания.
Первое, что привлекает внимание в этом окрашенном в яркий красный цвет самолете – обратная стреловидность крыла. Она, конечно, меньше, чем у знаменитого «Беркута», но выражена тоже весьма заметно. Такая форма крыла позволяет добиться повышенной управляемости и стабильности самолета на высоких углах атаки, обеспечивая повышенную маневренность самолета. Но это не единственная его особенность.
СР-10 означает «самолет реактивный со стреловидностью крыла минус 10 градусов». Именно на столько направлены в обратную от привычной нам схемы консоли его крыла.
Предназначен самолет для начальной подготовки летчиков военной авиации, а также для подготовки пилотов-спортсменов, выступающих на легких реактивных самолетах.
Со стороны совсем небольшой СР-10 выглядит, что называется, «как игрушечка». Он совсем не похож на то, что мы привыкли себе представлять, когда речь идет о самолетах для подготовки военных летчиков. И все же именно это его основная задача.
Самолёт СР-10 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, имеет высокорасположенное крыло обратной среловидности, обладает однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Такая компоновка позволяет выполнять фигуры сложного и высшего пилотажа с использованием элементов сверхманёвренности, которые характерны для истребителей поколения 4 и 4+, при этом максимальные расчётные перегрузки при выполнении фигур высшего пилотажа составляют +8 −6.
Современные технологические решения, использованные в конструкции планера, позволяют минимизировать затраты на подготовку производства, а также получить относительно недорогую, отвечающую современным требованиям машину, имеющую высокий потенциал как в гражданской, так и в военной авиации.
Десять лет прошло с начала разработки самолета до сегодняшнего дня, когда мы смогли увидеть его поднявшимся в небо. Вот основные этапы этого проекта:
- 2007 год — рождение концепции и начало эскизного проектирования СР-10
- Август 2009 года — демонстрация на международном авиасалоне МАКС-2009 полноразмерного макета самолёта. Ничего более на тот момент еще не существовало. После этого было согласовано ТЗ с Заказчиком и начались основные работы по созданию самолета.
- Март 2010 года — получение КБ лицензии на разработку авиационной техники, в том числе двойного назначения (так именуется техника, которая может применяться как в гражданских, так и в военных целях).
- Март 2014 года — участие проекта самолёта СР-10 в открытом конкурсе Министерства обороны на самолёт первоначального обучения.
- 23 августа 2015 года — торжественная выкатка самолёта СР-10 из сборочного цеха в присутствии представителей Министерства обороны и авиапромышленности России.
- 25 декабря 2015 года — первый полёт опытного образца самолёта СР-10.
- 30 мая 2016 года — начало этапа предварительных испытаний
- Июнь 2016 года — на совещании в Министерстве обороны принято решение о целесообразности продолжения разработки самолёта СР-10 и проведении в 2017 году государственных совместных испытаний (ГСИ)
- Июль 2017 – демонстрация самолета СР-10 в рамках летной программы на авиасалоне МАКС.
20.07.2017 12:00
автор: Алёна Моргуновская