» Последний в «Октябре»
искусство Кино ММКФ Московский международный кинофестиваль
Недавно завершился Московский международный кинофестиваль – один из старейших кинофестивалей мира. Весьма вероятно, что 2017 станет предпоследним годом, когда площадкой для проведения ММКФ служит культовый кинотеатр «Октябрь». Ведь буквально пару недель назад, на брифинге перед началом фестиваля, Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов России и почётный президент ММКФ, торжественно объявил о начале строительства Фестивального дворца на Лужнецкой набережной.
Программа биеннале в этом году традиционно широка: фильмы представлены более, чем в 15 категориях, учитывая конкурсную. Вероятно, даже в лучшие годы, когда смотр растягивался на две с половиной недели, не было такого обилия кинокартин. Так, организаторы 39-ого ММКФ решили удивить зрительско-журналистскую аудиторию, объявив о том, что впервые на фестивале будет представлена программа «Ночь страха», целиком и полностью состоящая из лент в жанрах «триллер» и «хоррор». Довольно непросто понять, чем же новая программа отличается от той, что была на более ранних фестивалях и называлась «Дикие ночи». Можно предположить, что на этот раз фильмы ужасов превалируют и отличаются конкретно тем, что на родине так и не сумели найти своего зрителя и выбиться в широкий прокат. По словам редактора «Ночей», актёра и продюсера Виктора Буланкина, фильмы призваны не напугать зрителя, а, напротив, научить его не бояться. Интересен тот факт, что среди 11 работ, представленных на фестивале, всего 4 полнометражных картины, остальные являются короткометражками. В описываемую программу вошли фильмы на довольно избитые и заезженные темы: заброшенные дома, тайные мистические ритуалы, зомби и маньяки, не знающие жалости. Нас, как зрителей, подкупает тот факт, что показанные творения приехали к нам на фестиваль из разных уголков земли, а не только лишь из Соединённых Штатов Америки, к чему мы уже давно привыкли. Отдельно могу выделить несколько произведений киноискусства, которые по-настоящему достойны нашего внимания, — фильм малоизвестного австралийского режиссёра Джоша Тэннера «Неприкаянная душа», повествующий о мучениях солдата Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (более известного как Вьетконг) во время пребывания в катакомбах туннелей Кучи в период Войны во Вьетнаме. Кроме этого, интересен также фильм «Кукловод» Жиклина Кастеля, в котором речь идёт о невозмутимом маньяке в маске, поджидающем своих жертв возле паба, где главные герои собираются для празднования Хэллоуина.
«Эйфория окраины» и прочие внеконкурсные программы
Если попробовать кратко описать оставшиеся внеконкурсные программы ММКФ, то стоит упомянуть программу «Эйфория окраины», представленную лентами режиссёров из таких стран ближнего зарубежья, как Польша, Венгрия и Румыния. По ходу просмотра мы невольно вынуждены противопоставлять жизнь и обитателей Восточной Европы и Европы Западной, их ментальность и психологию. На ММКФ также был шанс увидеть последнюю картину великого польского режиссёра Анджея Вайды – «Послеобразы», законченную и вышедшую в прокат незадолго до смерти мастера. Данная выборка фильмов, детально описывающих историю и культуру стран, лежащих где-то на задворках европейской цивилизации, несомненно стала открытием 39-ого по счёту фестиваля и одной из его визитных карточек.
Остальные программы более-менее известны: «Фильмы, которых здесь не было» и «Русский след», «Свободная мысль» и «Российское кино: перспективы» — на этот раз смогли удивить даже самого искушённого зрителя; недельный киномарафон объединил в себе десятки картин, посвящённых самым разным темам и образам, а уникальная «Программа канадской анимации» позволила зрителям на время отвлечься он насущных проблем современности и мысленно перенестись либо в фантасмагорический сказочный мир, либо в постапокалиптическое будущее.
Отдельно стоит выделить специальную программу «Обыкновенный фашизм», состоящую из 2 российских и одной советской кинокартин, акцентирующих внимание зрителя на необходимости обоснованной критики «коричневой чумы», показывающих даже некую взаимосвязь фашизма как такового и явления сепаратизма. Режиссёр картины «План Розенберга. Нюрнбергские уроки» — Овез Нарлиев — настойчиво твердит: размежевание стран Европы, России и США друг от друга и непрекращающийся поток санкций в отношении России не приведёт ни к чему хорошему, напротив – он приближает хаос и повторение тех событий, которые мир стремится забыть. Автор указывает на то, что терроризм и фашизм связаны неразрывно и ни в коем случае не стоит об этом забывать, ведь «тот, кто забывает своё прошлое, обречён пережить его снова».
Российские картины на 30-ом ММКФ
Что до конкурсной программы – там российский кинематограф был представлен сразу тремя кинолентами, и это обстоятельство, несомненно, заслуживает нашего внимания, ведь фестиваль помнит годы, когда российского кино в основной программе не было вовсе. В этом году можно было насладиться такими картинами, как «Купи меня» Вадима Перельмана, показанной в один из первых фестивальных вечеров, «Карп отмороженный» Владимира Котта, известного широкой аудитории по сериалу «Пётр Лещенко. Всё, что было…», и, наконец, «Мешок без дна» культового режиссёра Рустама Хамдамова и продюсера Андрея Кончаловского.
Бесспорно, «Мешок без дна» считался одной из самых ожидаемых фестивальных картин и, говорю без преувеличения, главным событием конкурсной программы, ведь сам Хамдамов – автор нетривиальный, снимающий не более одного фильма в 5-7 лет. Так что, выход на экраны «Мешка» стал настоящим событием не только для кинокритиков, но и для российской богемы – под просмотр данной картины в «Октябре» было отведено сразу 2 зала, что уже является уникальным фактом. К съёмкам Рустам Усманович привлёк немало именитых и любимых российским зрителем актёров. Среди них – Светлана Немоляева («Служебный роман», «Ослиная шкура») и Кирилл Плетнёв («Диверсант», «Август. Восьмого», «Поп»). Лента, снятая по мотивам повести Рюноскэ Акутогавы «В чаще», которую уже экранизировал оскароносный режиссёр Акира Куросава, разительно отличается о конкурирующих картин хотя бы тем, что снята в чёрно-белом цвете и изобилует паузами в монологах и диалогах, нередко длящимися до 10 минут экранного времени. Съёмки, что тоже весьма занятно, длились более двух лет, а раскадровка и редактирование затянулись на долгие месяцы. По словам Хамдамова, он ориентировался на творчество Федерико Феллини; само же название ленты заимствовано из средневекового арабского собрания рассказов «1000 и одна ночь». «Мешок без дна» — подлинный шедевр признанного мастера своего дела, который, вероятно, соберёт немало наград и восторженных отзывов кинолюбов и критиков.
Итоги фестиваля и вручение призов
В последний день фестиваля были торжественно вручены основные награды и награды, учреждённые спонсором 39-ого ММКФ – фирмой Chopard (швейцарский производитель часов и ювелирных украшений класса премиум). Так, приз жюри российской кинокритики получили сразу два фильма: уже известный нам российский «Мешок без дна» и аргентинская лента «Симфония для Аны» (ориг.: «Sinfonia para Ana») режиссеров Вирны Молины и Эрнесто Ардито. Весьма престижный приз Международной федерации кинокритиков «FIPRESCI» получила японская картина «Апрельский сон длиной в три года» Рютаро Накагавы. Франко Неро, именитый итальянский актёр, получил награду ММКФ «За выдающийся вклад в мировой кинематограф». Приз зрительский симпатий получила лента «Карп отмороженный», что явилось вполне предсказуемым результатом фестиваля. (Приз зрительских симпатий на ММКФ по традиции вручается лучшему фильму основного конкурса. Это единственная награда фестиваля, которая зависит только от решения зрителей.)
Главный приз 39-ого ММКФ, статуэтку «Золотой Георгий», неожиданно получила картина китайского режиссёра Лян Цяо (Qiao Liang) «Хохлатый ибис». «Серебряного Георгия», награду за лучшую режиссерскую работу, получил режиссёр из Турции — Фикрет Рейхан — за драму «Желтая жара». «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение мужской роли многонациональное жюри фестиваля отдало фильму «Обыкновенный человек» режиссера Ким Бон Хана, мастера из Южной Кореи. За лучшее исполнение женской роли статуэтку взяла талантливая немецкая актриса Верена Альтенбергер за роль Хельги в картине «Лучший из миров» Адриана Гойгингера.
Подводя итоги фестивальной недели, можно сказать, что 39-ый ММКФ открыл миру немало новых имён, запомнился небывалым размахом, широким спектром кинолент и безупречной организацией. Скоро потухнет свет софитов и красную дорожку свернут в рулон, упакуют и увезут в запасник, но впечатления от увиденного останутся у публики надолго.
01.07.2017 10:01
автор: Роман Кашенков