» Политические игры Евровидения
евровидение
Выступления конкурсантов на Евровидении в Киеве в этом году не было открыто политическим по сравнению с прошлыми годами. Однако, как отмечает социолог Рок Данин-Восович, конкурс всё равно имел чёткий идеологический месседж относительно европейской ориентированности Украины, её гордости своим культурным наследием и традициями. И в то же время речь шла о братской близости со славянскими народами и Восточной Европой. Как результат, имеем квинтэссенцию отработки средств воздействия на аудиторию во время Евровидения.
Песенному конкурсу хорошо знакомы политические противоречия. После Второй мировой войны Евровидение тесно сплелись со сложившейся в 1950-х годах идеей евроинтеграции, видя в конкурсе способ продвижения культурных связей между нациями Европы. Некоторое время в странах Варшавского пакта проводился конкурс Intervision, но Евровидение со своей идеей перевесило. И пока большинство стран Европы и востока континента не входили в состав участников конкурса, он не был полем политической игры, каковым является теперь.
Постепенно конкурс начал давать достаточно оснований для лучшего понимания политики и общества Европы. Откровенно провокационное и нетрадиционное выступление Кончиты Вюрст в 2014 году имело огромный успех, проявившийся в результатах голосования зрителей, хоть и был приговорен членами жюри стран Восточной Европы. Эта ситуация только показала, каким сложным и полярным является вопрос в отношении ЛГБТ в некоторых странах.
Также прошлогодняя победа Джамалы, которая пела о жестокости Сталина в отношении крымских татар в 1944 году, стала триумфом культурного влияния и сигнализировала о значимости коллективного исторического сознания европейского сообщества.
Культура как средство воздействия
Но в этом году аудиторию Евровидения уберегли от прямых политических месседжей в выступлениях, в следствии чего никто не обратил особого внимания на неучастие России. Однако политическое измерение Евровидение-2017 всё равно было заметно, как Украина использовала этот конкурс (пусть и не так откровенно, как несколько лет назад, когда слова одной из песен звучали как «раша гудбай»).
В этом году песенный конкурс отличался более скромными усилиями. Во-первых, страна-хозяйка сделала акцент на своем стремлении к западно-демократическим ценностям: свободе, толерантности, открытости и принадлежности к европейской семье. Во-вторых, в выступлениях приглашенных артистов было заметным то, что Украина гордится своим наследием. И последнее, наименее заметным, был месседж относительно близости Украины с Европой. За счёт этой близости демонстрировалось противопоставление себя России.
Европейская Украина
Как указано в Atlantic, Евровидение «выступает для стран сценой, где они могут выразить свою национальную гордость и утвердить свою европейскую принадлежность». Это сказано очень точно особенно в отношении Украины, часть территорий которой втянута в войну с Россией. Открытость и принадлежность к Европе были главными темами трёх шоу конкурса и были заметными в самом городе. В частности, одна из поврежденных зданий на Майдане, где происходили протесты и жестокие схватки в 2013 года, была украшена огромным баннером с надписью «Freedom is our religion» [«Свобода — это наша религия»].
Нынешняя тема «уважайте разнообразие» была воплощена в видоизменении памятника советской эпохи. Арка, которая когда-то символизировала единство России с Украиной, была окрашена в цвета радуги. И консервативные, и националистические движения в Украине выступили против, из-за чего арку разукрасили не полностью.
Эти западно-европейские стремления тесно связаны с идеей и процессом евроинтеграции. Они берут начало из стойкого убеждения, которое разделяет большинство интеллектуальной элиты и неравнодушного населения в том, что Украина исторически и политически является сердцем Европы. В конце концов именно из-за евроинтеграционного соглашения на Майдане вспыхнули протесты, за которой следовали противоречия с Россией и гибридная война, которой до сих пор не видно конца. То, что Украина настаивает на своей европейскости, а отсюда выходит и способность успешно провести такое масштабное шоу, как Евровидение, является свидетельством того, какие усилия страна прилагает для своей геополитической переориентации. Однако это только часть того, как Украина может показать себя всему остальному миру.
Слава Украине!
Стремление к Западу среди стран бывшего коммунистического Востока — не новость. Почти 30 лет после падения Берлинской стены такие стремления уже не могут быть просто навязано-ассимиляционными. Поэтому Евровидение была наполнено ощущением украинского самосознания.
Современные украинские поп-звезды, которые выступили во время финала — Руслана, Джамала и ONUKA — своими номерами «ударили» по украинскому фолку. Их сочетание поп и фолк-музыки очень радушно воспринимается местной публикой, поскольку апелляция к украинской культуре, традициям и языку является неотъемлемой частью поиска идентичности, в котором страна находится последние несколько лет.
Чувство гордости за успешное проведение Евровидения в Киеве можно рассматривать как подтверждение возможностей Украины, и это играет значительную роль в процессе кристаллизации собственного национального сознания, в противоположность подражанию западных соседей. Так, Евровидение выполнило функцию, которую выполняют крупные спортивные соревнования во многих странах. Но есть еще одно измерение Евровидение, как средства воздействия.
Восточное партнерство
Украина не может игнорировать географию, а особенно свою близость к России и зависимых от нее стран. Финальным месседжем Киева было то, что Украина лелеет своих славянских друзей и поддерживает хорошие отношения с соседями с востока Европы, но в то же время отличается от России.
Вместе с акцентом на западно-европейских ценностях и европейских убеждениях этот месседж был попыткой подчеркнуть различия между Украиной (которая ориентируется на Запад, позиционирует себя либеральной, демократической и толерантной) и Россией (которая настроена против Запада, является нелиберальной, автократической, но не толерантной).
Этот месседж также совпадает с нынешними дипломатическими усилиями Украины. Это сообщалось параллельно с менее явными проявлениями славянского братства. Во время объявления результатов голосования почти все страны, где владеют славянскими языками, поздравили Украину.
Главное, что украинское национальное жюри свои 12 баллов отдали представителям Беларуси, которую можно назвать «заместителем» России, не принявшей участия в конкурсе. Подчёркивая свои славянские и восточноевропейские качества, Украина сумела сохранить хороший баланс между Европой и Россией (которая претендует на право собственности идеи панславизма). Это была умышленная попытка страны продемонстрировать западно-демократические ценности и одновременно региональную интегрированность, общее культурное и историческое наследие.
Несмотря на отсутствие очевидной политизации, нынешнее Евровидение было для Украины, страны которая борется за право на самоопределение на мировой арене, временем для отработки своих средств воздействия. Конкурс смог чётко сформулировать идеологический месседж о том, какой страной Украина хочет быть: западно-демократической и европейской страной, которая гордится своим культурным наследием и традициями, и которая родственна со славянским миром и поддерживает либеральные изменения в Восточной Европы.
10.06.2017 10:00
автор: Артем Клименко