» Под другим небом
Джаз искусство
В Курске прошла презентация джазового альбома «UNDER a DIFFERENT SKY». Который в 2016 году был назван одним из лучших альбомов года, по версии опроса английского журнала «JAZZ VIEWS».
Курск относится к числу народных достояний исходя из статуса тех музыкантов, которые здесь родились. Это и Надежда Плевицкая, и Георгий Свиридов, и Виктор Гридин, а также многие другие. Однако его нельзя назвать родиной джаза. Но, словно в опровержение этого понятия, за ним крепко закрепился статус джазовой провинции. Каждый год, на протяжении более двадцати лет здесь организовывается фестиваль джазовой музыки. На него съезжаются музыканты, без преувеличения, с мировым именем, как российские, так и зарубежные исполнители. Помимо любви к искусству их объединяет еще и знакомство с курскими джазменами, такими как Леонид, Сергей и Николай Винцкевичи. Именно благодаря им, проходит подобное мероприятие, не имеющее аналогов в нашей стране. На протяжении нескольких дней, по всей черноземной полосе и не только, гастролируют джазисты из Америки, Англии, Бразилии, Финляндии, Швейцарии. Каждый концерт встречается зрителями, как праздник. Его ждет многотысячная аудитория в разных городах. Билеты раскупаются за месяц вперед. Но любое мероприятие упирается в финансовую составляющую проекта. А учитывая то, что в фестивале одновременно выступают такие музыканты, как Игорь Бутман, Алексей Кузнецов, Джоэл Тэйлор и другие выдающиеся личности, волей-неволей напрашивается вопрос: а откуда деньги берутся? Ответ более чем абстрактен: от спонсоров вестимо, и дальше продолжаем другой строкой из стихотворения! А если говорить серьезно, то из общения с Арт-директором «Джазовой провинции» Леонидом Винцкевичем, виднеются далеко не радужные перспективы. Оказывается, в прошлом году, в августе фестиваль был под угрозой срыва из-за отсутствия денег. Счастье, что руководитель Курского электроаппаратного завода Андрей Канунников, решился выступить генеральным спонсором, наряду со всеми другими людьми, кто пообещал осуществить поддержку, со своей стороны.
Леонид Винцкевич – заслуженный артист России, основатель и Арт-директор фестиваля «Джазовая провинция»:
— Мне приходится находить деньги для «Джазовой провинции» каждый год. На это я трачу много времени. Спас, в этом году «Джазовую провинцию», Андрей Канунников – директор Курского Электроаппаратного завода, выступивший генеральным спонсором. Он сам меня нашел и предложил помощь. По каким причинам – я не знаю. Понятно, что нам помогает губернатор и комитет по культуре Курской области. Но, я могу сказать, что содержание одной дирекции фестиваля в год, стоит семьсот тысяч рублей- минимум. Это телефонные разговоры, небольшие оклады сотрудникам. По-другому – невозможно! Если «Джазовая провинция» станет не фестивалем «звезд», попробуйте продать билеты! Мы последние три года цену на них не повышаем. Самые дорогие места – тысяча рублей. В этом смысле мы открываем фестиваль для всех. Думаю, что даже если человек получает невысокую зарплату, он сможет сюда попасть. Под этой эгидой проводятся и детские концерты для юношества, где билеты стоят по двести рублей. Также организовываются концерты-мастер-классы, являющиеся бесплатными. Везде играют те же, выдающиеся, музыканты. Мы хотим, чтобы это было доступно для многих. Есть дискуссия о том, что мы можем обесценить фестиваль. Здесь можно спорить долго. Будем думать. Может действительно повысим цену на билеты. До сегодняшнего дня это был фестиваль доступный для всех слоев населения, и эта прерогатива остается в повестке организаторского комитета фестиваля.
За годы своего существования фестиваль обрел не только известность, но и статус. Руководителю стало проще договариваться с музыкантами, так-как многие его уже знают лично и играли вместе с ним.
Леонид Винцкевич – заслуженный артист России, основатель и Арт-директор фестиваля «Джазовая провинция»:
Вначале, гарантом для многих музыкантов, из Европы и из Америки, был доктор Лин Скиннер. Арт-директор джазового фестиваля имени Лайонела Хэмптона. На нем мы с Лембитом Саарсалу были первыми, официально приглашенными, артистами из Советского Союза. Представить, что я звоню из Курска в Нью-Йорк или Париж, не на «блестящем» английском языке приглашаю в Курск – мало вероятно. Они начинают искать на карте этот город, который не всегда найдешь. Впоследствии сыграло роль то, что, начиная с 1984 года я выступал, как музыкант на многих концертах: в Праге, Берлине, на фестивале в Гааге «Северного моря», фестивале Хэмптона, на всех крупнейших Скандинавских фестивалях. Со многими исполнителями познакомился лично. Если ты музыкант – говорить проще, если только менеджер – сложнее. Это разные весовые категории. Поскольку меня принимали, как музыканта, желающего развить в своей стране данное искусство, это сыграло свою роль. И сегодня у фестиваля «Джазовая провинция» есть хорошая мировая репутация. Никто из приглашаемых исполнителей, не отказался приехать к нам второй раз. И могу сказать, что сейчас, мы сами получаем предложения, от хороших музыкантов, для участия в нашем мероприятии. Если говорить о «звездах» первой величины, как Эрик Александр или Скотт Хендерсон. С одним мы беседовали четыре года, а со Скотт Хендерсоном мы начинали вести переговоры пять лет назад. В этом году он приехал. Бывает, как с Эрни Уоттсом за полтора месяца связались, он вспомнил нашу встречу в Америке и приехал. Надеюсь, что мы и дальше будем продолжать сотрудничать. Но есть вопросы, которые хотелось бы решать заранее. В первую очередь финансовые. Чем раньше мы будем знать о своих возможностях, тем больше гарантии, что фестиваль будет лучше сделан. Последние два года были непростыми для фестиваля. Но по составу участников – являлись звездными.
Слава Богу, что находятся люди, готовые поддержать фестиваль. Среди них выделяется и обувная фирма «CODDEX», которая не только презентует и продает авторскую обувь по «сногсшибательным» ценам, но еще и любезно предоставляет свое помещение для концертов. Мне удалось побывать здесь два раза, которые носили тематический характер во встречи с Леонидом Винцкевичем и его коллегами по цеху. Хочется отметить благоприятную, дружескую атмосферу с роднимую с клубной музыкой в классическом понимании. Прошу заметить, не тот «клубняк», который презентует сегодня российская эстрада, а именно музыка в клубе, которую играют профессиональные музыканты. Подобных организаций в нашей стране, если есть, то очень мало. В отличии от тех же Соединённых Штатов Америки или Англии, где в каждом городе по нескольку джазовых клубов. Сюда люди приходят отдохнуть, послушать хорошую музыку, пообщаться с музыкантами, принять участие в небольшом фуршете и просто насладиться атмосферой.
В данной презентации диска приняли участие Леонид Винцкевич — клавишные, Николая Винцкевич – саксофон, Стив Кершоу — контрабас. Надо заметить, что стиль, в котором записаны произведения альбома, несколько отличается от современной джазовой музыки. За это Леонида Винцкевича наши сограждане назвали экспериментатором. Так как он в своей музыке сочетает не только джаз в его современном понимании, но еще классику и фольклорную музыку. Если разобраться, то альбом так и презентовался, как современная камерная музыка.
Леонид Винцкевич – заслуженный артист России, основатель и Арт-директор фестиваля «Джазовая провинция»:
Первый серьезный успех выпал на долю трио, где играл я, мой брат Сергей и Николай Адамов. Выступав на крупнейших фестивалях в Куйбышеве, Талине, Санкт-Петербурге, мы стали явлением для российского джаза. Но некоторые относились скептически, были и те, кто считал, что это будущее Российского джаза. Положительно, о нас, отозвался известный джазовый критик Ефим Барбан. Чтобы все сомнения были отброшены, надо было побывать в Америке. Когда я впервые туда приехал, там сказали конкретно, что надо играть что-то новое. А джазовые стандарты, которые ты умеешь играть, это хорошо, но есть десятки других музыкантов, которые их играют не хуже тебя.
В тоже время, как заявляет маэстро, подобные эксперименты существуют, как хобби. Вместе с тем есть и другая оценка, заключающаяся в престижной премии имени Майлза Дэвиса. Именно ее удостоился получить Николай Винцкевич за запись двух альбомов: «NEVER WAS A DOUBT» и «UNDER a DIFFERENT SKY». Что дает право музыкантам не сомневаться в правильности выбранного пути. Но и наша страна не отстает во внимании к исполнителям. В прошлом году фестиваль вошел в «Национальный календарь событий 2017». Это ТОП – лист 200 лучших событий года в различных регионах Российской Федерации. И этому невозможно не радоваться.
Мероприятие прошло успешно, музыканты и зрители остались довольны. Хочется верить, что подобные традиции продлятся и в дальнейшем. Ведь в данном формате, как нигде чувствуется близость знаменитостей. И сам волей-неволей заряжаешься их энергией.
08.02.2017 18:03
автор: Иван Журавлев