Парады авиации над Москвой.

24 мая 2017 21:12

Проведение военных парадов с демонстрацией боевой мощи державы — традиция давняя. В России она получила распространение с конца ХVIII века. Самые большие парады проводились в Петербурге. Несмотря на то, что Российская Империя обладала неплохой авиацией, принимавшей активное участие в Первой Мировой войне, ни в одном параде под имперским флагом самолеты поучаствовать не успели.

Первый парад Советской Красной Армии после того, как в стране отгремела революция, состоялся 1 мая 1918 года на Ходынском поле в Москве. И он же стал первым военным парадом, где принимала участие авиация, правда, пролет совершал один-единственный самолет, разбрасывающий листовки. Его пилотом был лётчик–инструктор Московской школы авиации Виноградов И.Н.

В последующие годы первомайские парады также были в основном сухопутными. Участвовали в них одиночные самолеты, производившие сброс листовок или лент.

Встречали они и поезд, привезший тело Ленина на Павелецкий вокзал Москвы в январе 1924. Самолет Р-1 сбросил специальные траурные листовки с черной каймой. В день похорон планировали провести авиационный траурный пролет и над Красной Площадью, но из-за сильных морозов капризные двигатели машин отказались работать.

Самолет Р-1. фотография 20х годов ХХвека.

По мере развития авиации и продвижения ее популярности число машин, демонстрируемых на парадах 1 мая и 7 ноября, росло. Если в 1925 году на Первомай в небе была лишь одна эскадрилья, то в 1928 году их было уже шесть.

А начиная с 1 мая 1930 года специальным указом назначено, что в парадах принимает участие ближняя и дальняя авиация только отечественного производства. Исключение делалось только для рекордных бортов, или для бортов, награжденных знаками отличия СССР. В том первомайском параде впервые была продемонстрирована дальняя тактическая авиация — бомбардировщики ТБ-1 Воронежской авиабригады.

К 1932 году количество самолетов было увеличено до 300, включая бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. Официально принят термин «авиапарад» и с этого года для его проведения каждый раз назначается специальный главнокомандующий.

В мае 1935 года грандиозный авиапарад на более чем 800 бортов открывал самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький». Его пилотировал экипаж летчика-испытателя Громова М. М, в дальнейшем ставшего начальником Летно-исследовательского института.

«Максим Горький» в небе над Москвой.

 

Кроме парадов на Красной Площади авиационные демонстрации, посвященные учрежденному в те годы Дню Воздушного Флота СССР, стали проходить на аэродроме в Тушино.

В преддверии Второй Мировой Войны, первого мая 1941 года, на параде присутствовало 399 самолетов, преимущественно военной авиации. Впервые на этом параде были продемонстрированы фигуры пилотажа и сложные построения. Погода стояла солнечная, и парад надолго запомнился и участникам, и зрителям.

Командующим назначен генерал-майор авиации Пумпур П.И., штурманом парада — генерал-майор авиации Стерлигов Б.В. По их инициативе было разработано и издано «Руководство по проведению воздушных парадов и демонстраций», регламентировавшее все дальнейшие парады в Москве до распада СССР.

Флагманами парада были Пе-8 в сопровождении двух МиГ-3; девятки бомбардировщиков Пе-2 и Як-4 (ББ-22); их сопровождали истребители МиГ-3, ЛАГГ-3 и Як-1; завершали пролет бомбардировщики СБ, шедшие на высоте 1500 метров, тогда как истребители проходили на 500 метрах на низких скоростях.

Заключительным аккордом парада было пикирование бомбардировщиков Пе-2. Они на скорости выходили из пике над самыми трибунами, исчезая в вышине так же неожиданно, как появлялись, демонстрируя мастерство пилотов.

Самолеты Пе-2

 

Следующий парад состоялся уже в условиях военного положения. В условиях сверхсекретности подготовка к нему велась одновременно в трех городах — Куйбышеве, Воронеже и. разумеется, в Москве. Состояться он должен был, как и планировалось, седьмого ноября 1941 года.

Наземный парад в Москве принимал сам маршал Буденный, и этот парад был, по сути, проводами войск на фронт. Но ни в Москве, ни в Воронеже авиапарад не состоялся из-за сложнейших погодных условий, сильного снегопада и обледенения. Это не самым лучшим образом сказалось на боевом духе пилотов.

Только в Куйбышеве самолеты все-таки участвовали в параде под командованием полковника Судеца В.А.. Преимущественно это были истребители и штурмовики, общим числом 700 машин.

На трибунах парада присутствовали члены партии и военного командования во главе с Калининым, а так же члены дипломатического корпуса Союзников, английская военная миссия под управлением Макферлана, множество иностранных корреспондентов. Это был самый крупный воздушный парад за годы войны, продемонстрировавший миру боевую мощь и решительный настрой Советской Армии, несмотря на серьезные потери на фронтах, готовой дать отпор врагу.

Новый парад над Москвой организован был только через три года, в День Воздушного Флота в 1944 году.

Самолеты взлетели с аэродрома в Тушино и ровно в 17:00, одновременно с залпами праздничного салюта, появились над Красной Площадью на высоте менее 600 метров. Первыми прошли три девятки истребителей Як-9 под командованием заместителем командующего ВВС МВО, начальника Высшей офицерской школы воздушного боя генерал-майора авиации Жукова и командира эскадрильи майора Орлова. За ними, на высоте уже 700 метров, прошли бомбардировщики Ту-2 из 326-й бад (бомбардировочно-авиационной дивизии). Ведущим их звеньев был Лебедев В. С. После пролета над Красной Площадью самолеты сделали круг над Садовым Кольцом, поднявшись до километровой высоты.

Все самолеты, участвовавшие в демонстрации, отличились на фронтах войны, в освободительных и наступательных операциях.

Як-9 в летнем маскировочном окрасе.

10 апреля 1945 года было принято решение о проведении первомайского парада над Москвой. Командующим парадом был назначен командующий ВВС МВО генерал-лейтенант авиации Сбытов Н.А., главным штурманом – генерал-лейтенант авиации Стерлигов Б.В.

В параде участвовали: дивизия штурмовиков Ил-2 (командир дивизии полковник Царёв); дивизия штурмовиков Ил-10 (генерал-майор Белоконь); дивизия истребителей Як-3 (генерал-майор Жуков); дивизия истребителей Ла-7 (полковник Холодцев); дивизия бомбардировщиков Ту-2 (генерал-майор авиации Трифонов).

В парадном строю летели пять дивизий, разбитые на звенья по девять машин, общим числом 361. Флагманом колонны был дальний бомбардировщик Пе-8.

Благодаря предварительным тренировкам и репетициям пилоты показали отличную слетанность в составе больших групп.

Вылёт дивизий с подмосковных аэродромов был начат ровно в срок благодаря хорошей погоде, стоявшей в тот день. Флагманский самолет, вылетел с Центрального аэродрома, и в воздушном пространстве между Клином и Калининым (в настоящий момент городу возвращено название Тверь) выполнил сбор парадных расчетов. Во время парада флагманский самолёт прошёл над Мавзолеем В.И. Ленина.

В тот же день над зданием рейхстага уже развевалось Знамя Победы, и лётчики 2-й Воздушной Армии совершили полёт над взятой вражеской столицей. Истребители гвардейского полка приготовили два красных полотнища с надписями «Победа» и «Слава советским воинам, водрузившим Знамя Победы над Берлином» на одном, и «Да здравствует 1 МАЯ» на втором. Днем 16 истребителей под командованием дважды Героя Советского Союза полковника Ворожейкина прошли над рейхстагом, сбросив эти полотнища на парашютах. Видимые издалека, они символизировали победу советского народа и окончание кровопролитной войны.

Планировалось участие авиации и в параде, посвященному празднованию окончательной победы, который был назначен на 24 июня 1945 г. В параде предполагалось участие по одной дивизии каждого рода воздушных войск. Командовать воздушным парадом должен был Главный маршал авиации Новиков А.А. Генеральная репетиция парада состоялась 21 июня, однако в сам день Парада Победы из-за сложностей с погодой и низкой облачности воздушный парад пришлось отменить.

 

В дальнейшем авиапарады, посвященные именно Дню Победы, в СССР не проводились. По-прежнему датами авиационных демонстраций над Москвой, проходивших ежегодно до середины 70х годов,

были 1 Мая и 7 ноября. Также проводились авиационно-спортивные праздники с показом новых образцов военной и гражданской техники. Проходили они в Тушино и Домодедово в июле и августе, и были приурочены ко дню Воздушного Флота, отмечаемому 18 августа.

 

Наиболее выделяются среди них даты парадов, о которых стоит упомянуть отдельно.

Так, 1 мая 1950 года впервые в авиапараде принимают участие реактивные самолеты Ил-28. Четверка реактивных истребителей сопровождает флагманский самолет Ту-4, управляет которым командующий парадом генерал-лейтенант В.И. Сталин.

 

Ту-4

А в 1952 году, так же на первомай, состоится последний парад под руководством В.И. Сталина. Из-за ошибок в планировании парада и неучтенных метеоусловий один из самолётов Ил-28 56-й авиадивизии потерпел катастрофу, повлекшую гибель экипажа.

По итогам расследования катастрофы были сделаны соответствующие выводы и командующим ВВС МВО был назначен генерал-полковник авиации С.А. Красовский.

На параде 9 июля 1961 года в Тушино была продемонстрирован самолет-ракетоносец Ту-95К под управлением Героя Советского Союза А.А Плохова.

Из его воспоминаний: «В 1961 г. я командовал 106-й тбад. Экипажи летали на самолётах Ту-95К. При подготовке к параду мы целый месяц сидели на аэродроме Чкаловский. На параде я летал флагманом в сопровождении истребителей. Две «девятки» Ту-95К нашей дивизии прошли с ракетами, которые находились в выпущенном положении под фюзеляжем. Ракеты были окрашены в оранжевый цвет.

Запад был удивлён возросшей мощью нашей авиации. Дальняя авиация стала ракетоносной».

Ту-95 К

«Всех потрясло появление десяти бомбардировщиков среднего радиуса действия, реактивные двигатели которых были установлены поверх хвостового оперения. НАТО ничего не было известно о них», — писали об этом в западной прессе.

 

С 1961 года парады в Тушино более не проводились.

9 июля 1967 года в Домодедове состоялась крупная авиационная выставка в честь 50-летия Великого октября. Дальняя авиация была представлена двумя полками Ту-22К с ракетами класса «воздух-земля». Кроме того, в парадном расчете принимали участие 203 полк из Барановичей и 341 полк из Озерного. Командующим сводной группы был генерал-майор авиации Горбунов И.В.

Бомбардировщик-ракетоносец Ту-22К

Это событие стало завершающим в цепи крупных авиационных парадов СССР. В последующее время централизованные авиационные демонстрации не проводились.

Традиция проведения авиапарадов над Москвой возобновилась уже после распада СССР. 9 мая 1995 года в честь 50-летия Великой Победы над Поклонной горой пролетели 53 самолета и 26 вертолетов. Парадную колонну на стратегическом бомбардировщике Ту-160 возглавлял ГК ВВС генерал-полковник Дейнекин П.С.. С этого дня участие авиации в Параде Победы становится ежегодным.

Вертолеты в небе над Москвой. Май 1995.

А в 1997 году Указом Президента Российской Федерации от 29 августа № 949 был установлен праздник День Военно-воздушных сил России — 12 августа. Дата приурочена к событию 1912 года, когда приказом Военного ведомства (Военного министерства Российской Империи) от 12 августа вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

Эту дату принято считать днём создания военной авиации в России.

Сейчас воздушные парады непосредственно в воздушном пространстве Москвы проводятся только 9 мая. Демонстрация же новых гражданских бортов и военной техники проходит на крупных авиасалонах, организуемых практически ежегодно.

Читайте нас в Яндекс Новости Теги: Авиация / День Победы / парад победы