Осужден кукловод из виртуальных групп смерти
В России вынесен первый приговор по делу о сообществе суицидников «Синий кит»: 22-летний куратор сел в тюрьму.
Судебный приговор для Филиппа Будейкина, известного в социальных сетях под ником Филипп Лис поражает своей мягкостью: три года и четыре месяца проживания в колонии-поселении. Такая необычайная лояльность объясняется тем, что доказать участие Лиса в суицидальных случаях удалось только дважды. В первом эпизоде речь идет о 15-летней школьнице из Астрахани, которую буквально вытащили из петли сотрудники ФСБ, а во втором эпизоде медикам чудом посчастливилось вернуть к жизни 17-летнюю жительницу поселка Прииртышский Тобольского района.
— Да, я убирал этих подростков из жизни, они с благодарностью принимали мою помощь, — заявил на суде администратор «групп смерти» Филипп Будейкин. – Они были лишние в этом обществе, их уход в иной мир только пошел им во благо.
На момент ареста Филиппа Лиса, еще порядка 30 школьников активно выполняли задания кукловодов виртуальных сообществ и готовились к смерти…
Задержать и обезвредить Будейкина сотрудникам правоохранительных органов удалось в ноябре прошлого года на съемной квартире в Подмосковье. Следствие по резонансному делу длилось ровно год и только сейчас, когда был принят ряд поправок в законодательство, стало возможным осудить Лиса по 110 статье УК Российской Федерации («Доведение до самоубийства»).
Правоохранители заявили, что Будейкин и его сообщники организовали порядка восьми групп смерти в социальной сети «В Контакте» и реальное количество жертв было гораздо больше. За время следствия удалось найти родственников 20 подростков, которые свели счеты с жизнью после общения с неизвестными кураторами из популярной социальной сети. Однако, доказательную базу оказалось собрать нереально из-за того, что перед тем, как покончить жизнь самоубийством подростки удаляли с компьютеров всю переписку с кукловодом из-за страха за жизнь своих родственников.
— Кураторы подбирали жертв в Интернете по определенным параметрам, — рассказал источник в правоохранительных органах. – Доходило до того, что предложение вступить в группу смерти подросток получал неожиданно для себя. Школьник даже не догадывался, что его биографию заранее тщательно проштудировали в Интернете через открытые источники. Это было необходимо для того, чтобы позже шантажировать подростка, мол, не будешь выполнять наши задания – твоим родственникам грозит беда. Задания давали для начала простые – сделать селфи, порезать руку, а затем поручения становились более жестокими, начинался шантаж. Детей запугивали, что знают о них все, включая адрес всех родственников. В случае выхода ребенка из «игры» угрожали жестоко наказать тех, кого ребенок любил больше всего.
Также, кураторам было важно подобрать подходящий типаж, чтобы после смерти использовать фотографии подростка-суицидника для своеобразной «рекламы» и расширять свою деятельность.
Правозащитник рассказал, что в группе Лиса состояло более двух тысяч школьников. Многих притягивала их на эту площадку для общения в Интернете депрессивная музыка, которую там можно было найти в свободном доступе. Сам Будейкин якобы мечтал стать знаменитым музыкантом, поэтому планировал набрать более 5 тысяч подписчиков и сменить название «Синий кит» на имя своей музыкальной команды. Это достаточно распространенный прием продвижения своего продукта в Интернете.
— Каждый из подростков и до общения с Будейкиным ранее имел суицидальные попытки и это зафиксировано в протоколе, — рассказывает адвокат осужденного Ростислав Губенко. — За организацией групп смерти стоят более крупные заказники из Европы и это очевидно. Ведь уже после того, как мой подзащитный сел. В СИЗО, прототипы «Синего кита» всплыли в социальных сетях Германии, Польши и Франции.
Группы смерти в социальных сетях России начали свою деятельность более пяти лет назад, но только в мае 2017 года с подачи заместителя председателя нижней палаты Ирины Яровой, депутаты Государственной Думы в третьем чтении приняли законопроект об уголовной ответственности за виртуальную пропаганду суицида. Яровая заявила, что у нее есть доказательства того, что только за прошлый год самоубийства совершили 720 подростков, не достигших 18 лет.
Владимир Путин поддержал решение об ужесточении наказания за склонение несовершеннолетних к суициду через Интернет и социальные сети.
— Я согласен с инициативой депутатов об изменении законодательства и расширении норм, при которых наступает уголовная ответственность, для виртуальных манипуляторов сознанием детей,- заявил Путин. – За доведение до самоубийства — до 8 лет лишения свободы и до 6 лет за склонение к суициду.
Отметим, что предусмотрено наказание и за организацию опасных игр со смертью. По совокупности общий срок тюремного заключения может достигать 12 лет лишения свободы. Европейский суд по правам человека счел такую норму наказания адекватной преступлению.
— Кукловодов, которые играют жизнями подростков, надо наказывать еще жестче, — считает психолог Михаил Хорц. – Так же, как наказывают за содействие убийству. Только часть из организаторов — психопаты, а остальные удовлетворяют свое болезненное самолюбие.
Я бы также наказывал родителей за то, что кто-то довел его ребенка до самоубийства. Не бывает такого, что в прекрасных семьях детей склоняли к уходу из жизни незнакомые дяди из Интернета. Если отношения с ребенком выстроены правильно, он не будет слушать чужие команды.
Специалист подсказал, что определить по ребенку, что он попал на крючок кукловодов из виртуальных групп смерти можно по красным от бессонницы глазам, отсутствию друзей, постоянному просиживанию перед компьютером.
Психологи соглашаются с мнением, что полностью убрать из Интернета группы смерти невозможно, потому что неадекватных людей в мире предостаточно. Поэтому эффективнее — акцентировать внимание на воспитании подростка, чтобы он не позволял собой манипулировать и не лез за помощью в сомнительные виртуальные сообщества.
Читайте нас в Яндекс Новости Теги: Правопорядок / интернет