Они получают хорошо, но мало

09 ноября 2018 1:19

Еще в конце 2015 года на одном из заседаний Госсовета президент Путин говорил, что профессия учителя вновь становится уважаемой, престижной и привлекательной для молодых специалистов. Мягко говоря, лукавил. В 2012 году были приняты майские указы Путина, предписывающие увеличить зарплаты педагогов. Но учителя после этого не стали ломиться в двери школ в поисках ожидаемого их там большого заработка, а стали все больше предаваться унынию. Многочисленные социологические опросы показывали, что в 2015 году доля удовлетворенных своей работой педагогов составляла 42%, а в 2016 году такую оценку дали только 22%. Летом прошлого года Путин вновь с высокой трибуны заявлял, что «это я придумал поднять уровень зарплаты педагога до средней по экономике региона. Это обеспечить достаточно сложно, это же чисто бюджетные траты». Затем он открыл тайну, что «приходится реально с дубиной стоять, чтобы в регионах это обеспечивали». Пока президент охаживал губернаторов дубиной, учителя сами решили все проблемы и спасли руководителей регионов от синяков и шишек. Просто учителя стали усиленно переходить на работу в две ставки, и число таких «стахановцев» выросло за последние пару лет вдвое. Например, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко рассказала, что чаще всего (56,3%) подрабатывают учителя в региональных столицах, в селах дополнительная подработка есть у 37,6% учителей. Возможно два объяснения, заявила она: «Либо им стало не хватать денег, либо раньше они старались так откровенно об этом не говорить». Более вероятен первый вариант, так как с чего бы вдруг учителя боялись сообщать о приработках. В результате в прошлом году 31,4% учителей заявили о росте своих доходов. При этом остается загадкой откуда у педагогов берутся силы на подработку, если 74,3% из них, согласно опросам, пожаловались на растущую нагрузку в школе. А нагрузка заключалась в том, что вырос объем отчетности и организационной работы. Представляете как обрадуются власти на местах, когда им дадут цифры с неожиданным ростом учительских зарплат (если, конечно, подработка не оплачивается «черным налом»). Тут же президенту пойдут торжественные отчеты: дескать ваше задание выполнено, а может даже и перевыполнено.

А тем временем сельские учителя из Курганской области шлют обращение к Путину: «В последние два года нам перестали выплачивать частично, а затем полностью около 30 процентов нашей заработной платы. Наше материальное положение ухудшилось. Мы обращались во все инстанции местного и областного уровня. Но ничего не изменилось». Они пытались объяснить президенту, что завуч, записанный на ставку учителя, получает 40 тысяч, учитель — 14 тысяч. В среднем и получается цифра, которая нужна властям.

А вот такая организация, как «Общественный народный фронт», основателем которой является Владимир Путин, имеет данные, что сейчас в некоторых регионах стимулирующие выплаты учителям отменены, кроме того, снижаются нормативы на одного ученика и сокращаются компенсационные выплаты. Это, к примеру, наблюдается в школах Пермского, Ставропольского краев, Астраханской области.

А есть еще такое понятие, как норматив на одного ученика (сколько школа получает на одного ученика в год). Это и покупка школьного оборудования, ремонт, коммунальные платежи и, в конце концов, зарплата учителей… Так как по закону об образовании школы финансирует регион и муниципалитет, то норматив для каждого региона определяет региональная дума в зависимости от финансовых возможностей. Поэтому в Москве, например, по данным межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», этот норматив — 160 тысяч рублей в год на старшеклассника, в Хабаровском крае — 26 671 рубль, а в Алтайском крае— 1 тысяча рублей. А на сколько этот норматив тянет в сельских глубинках? Учителя рассказывают, что раньше у учителя был стабильный оклад плюс то, что он зарабатывает за дополнительные уроки. Сейчас иначе: педагоги получают длинные расчетные листы со множеством строк, фиксирующих вклад (как успешный, так и не очень) в учебный процесс: «за своевременное выполнение документальной работы — 52 рубля», «за проведение патриотического мероприятия — 500 рублей»… Таких позиций может быть от 5 до 20. Каждый регион, район и школа создают свою собственную схему оплаты. А теперь попробуйте определить сколько реально может получить средний учитель, который просто от звонка до звонка, как и любой другой среднестатический работник его города, отстоял свою смену и пошел домой отдыхать. Если до Путина будут доходить только эти цифры, то пугать дубинкой губернаторов ему придется до конца президентского срока. И при нынешней системе ничего с места так и не сдвинется. Разве не так?

 

 

 

Читайте нас в Яндекс Новости Теги: образование / школа / учители