» Незаменимый винтокрыл
Авиасалон Авиация Вертолеты Выставка
В дни массовых посещений на Авиасалоне МАКС статичная экспозиция воздушных судов традиционно открыта для посетителей. Представляется уникальная возможность познакомиться с крылатыми машинами поближе, подняться в салон, рассмотреть устройство кабины и приборы управления. Возле каждого выставочного образца находятся специалисты, способные без большого труда ответить на почти любые вопросы, которые могут возникнуть относительно представленного борта.
В первый день открытых посещений мы выбрали для знакомства один из тех вертолетов, которые наиболее часто появляются в небе над Москвой. Его укороченный силуэт с двойным килем хвоста легко узнается среди очертаний его винтокрылых собратьев. Почти ни один из телевизионных репортажей с мест катастроф не обходится без кадров с ним.
Речь идет о вертолете Ка-32А11ВС.
Эта машина — специальная модификация среднего многоцелевого вертолета Ка-32, разработанного КБ Камова еще в 1970-х годах. Изначально перед конструкторами стояла задача по созданию специального вертолета для полетов в условиях Арктики, однако получившаяся машина оказалась по-настоящему универсальной и всепогодной.
Тогда, в 80-е годы, когда машина была введена в серийное производство, она была чудом технической мысли. На Ка-32 было установлено несколько мировых рекордов, включая рекорды скороподъемности и дальности полета. Самое примечательное, что все рекорды были установлены женскими экипажами под руководством пилота Зуевой Т.И. Именно ее заслуга в популярности этой модели за рубежом.
В наше же время вертолет не выделяется ни скоростью — она не превышает 270 кмч, ни дальностью полета — до тысячи километров при наличии дополнительных топливных баков. Не может он и соперничать с современными грузовыми машинами, однако его популярность и востребованность не уменьшаются. Причины в том, что данная модель легко модифицируется практически под любые цели и условия полетов, позволяя вводить инновационные технологии управления, не меняя машину в целом.
А еще данный вертолет очень устойчив в воздухе и нетребователен к условиям работы. Отсутствие хвостового винта и укороченный, округлый фюзеляж позволяют использовать вертолет в условиях ограниченного пространства полета, а совмещение шасси с широкой опорной лыжей дают возможность сажать его почти на любые площадки, включая заболоченные почвы, сыпучие пески и рыхлый снег.
Одной из наиболее многочисленных моделей и является Ка-32А11ВС- соосная модификация 1998 года. Впервые он прошел сертификацию в Канаде. Был он признан и во множестве других стран, включая Японию, Китай и Австралию , где предъявляются очень высокие требования к рабочим машинам.
В России Ка-32А11ВС стоит на службе МВД, МЧС, региональных служб быстрого реагирования. На его специально обороудованном борту можно разместить и пострадавших, и бригаду медиков или специалистов по ликвидации ЧС, и необходимое оборудование. В любой чрезвычайной ситуации эти машины приходят на помощь и зачастую именно от них и от мастерства их экипажей и зависят человеческие жизни.
Нам удалось поговорить с одним из пилотов МЧС, Ульяновым Александром Олеговичем, представлявшем на МАКСе свой служебный вертолет.
-Ваш вертолет, пожалуй, самый узнаваемый из вертолетов МЧС. Он предназначен для эвакуации раненых, для доставки врачей к местам всяких аварий, куда скорая не доедет. Насколько он специфицирован?
— Ну, он полностью оборудован под эти цели. Здесь, как и в машине реанимации, есть кардиограф, аппарат для дефибрилляции сердца, то есть так называемые утюги. Для размещения пострадавшего используются обычные носилки. Комплекс оборудования позволяет перевозить тяжелобольного, пострадавшего в катастрофе, проводить реанимационные мероприятия, доставить за скорейшее время, так называемый золотой час, до больницы. Тут оборудование для этого, для мониторинга жизненных показателей. А может стоять лебедка и устройство для внешней подвески, которое поднимает груз весом 5 тонн.
— Одновременно с кем-то внутри?
— Нет, комплектуется или медицинский вариант, или грузовой-универсальный. Вторую модификацию можно использовать для тушения пожаров. Водосливное устройство в 5 тонн сбрасывает воду на пожары. Или подвес и лебедка работает, когда произошла техногенная авария, ДТП, в таком узком месте, где другая техника не пройдет, при железнодорожной катастрофе с насыпи, например, поднять кусок вагона.
— Вот в Петербурге когда произошел взрыв в метро, там для помощи раненым вертолеты сажали прямо на Загородный проспект, а ведь известно, что он очень узкий.
— Нет, для нашего вертолета достаточно места. Он очень компактный по сравнению с тем же МИ-8. Здесь размах винта 15 метров, а на Ми-8 — 20 метров. Большая разница. А за счет двуосного винта он очень маневренный. Универсальная машина.
22.07.2017 10:00
автор: Юлия Силина