Мирный штурм немцами городов российских
-Они уже добрались до Афин!
-Кто?
-Эти немцы!
— Жаль, что я живу не в Греции!
Впрочем, лицезреть этих немцев можно было и в России.
Своё концертное 3-D турне в 2018-м, новаторы электронной музыки, группа KRAFTWERK инициализировало с четырёх концертов в Дрездене. Это был февраль. В этом же месяце были «Юбилейный» в Санкт-Петербурге и Кремлёвский дворец в Москве. 3-го марта они выступали в Афинах, затем перерыв до 9 июня и Цюрих.
11 февраля в Питере выдался снежным. К началу концерта в 20:00 уже смеркалось. Из ложи был хороший обзор. Сцена и фан зона, как на ладони. Постепенно собиралась достопочтенная публика. Некоторые были в красных рубашках. Хотя галстуков с мигающими красными диодами ни у кого замечено не было. На подлокотниках кресел лежали красные-же конверты с изображением четырёх крупно-пиксельных образов участников группы. И надпись: «KRAFTWERK 1 2 3 4 5 6 7 8». Всегда хотелось знать: почему только до восьми? Что же 9 и 0 позабыли?!
Подсказка кроется в компьютерной архитектуре. Там различные типы данных, могут быть размером максимум 8 бит. К тому же первым широко распространённым микропроцессором, который использовался во многих любительских компьютерах в конце 1970-х и начале 1980-х годов, был 8-ми битным. А Kraftwerk тогда и начинали своё чудотворчество.
Внутри конверта стандартные 3-D очки белого цвета с теми же надписями на дужках. Кто-то рядом пошутил: «Я, говорит, только одним глазом вижу! Мне скидка 50% полагается!».
Аудитория собралась самая разнокалиберная. Мужчины и женщины из Санкт-Петербурга, само собой. Была пара из Новокузнецка. Двоих мужиков аж с Южно-Сахалинска занесло! Да, что там! На четвёртом ряду ложи сидели гости из Великобритании. Как потом поведало интернет-издание tjournal.ru на концерте в Питере был, возможно, самый преданный поклонник творчества Kraftwerk, 46-летний Пол Уилкинсон из английского города Блэкпул. За свою жизнь он посетил 184 концерта группы — Питерский стал для него 185-м.
Ровно в 20:00 трудящиеся начали улюлюкать, требуя властителей электроники выйти к рампе. Происходила явная задержка. Минут 10 ничего не происходило. Потом появилось красное панно с четырьмя перемигивающимися оцифрованными очертаниями людей-роботов.
Вскоре свет погас.
meine damen und herren… — начал представление жёсткий механический голос.
…[бла-бла-бла]…
KRAFT
WERK
eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben, acht
Занавес не спеша открылся. На сцене 4 консоли управления подсвеченные токсично-зелёным. Народ взвизгивает от удовольствия и в ритм музыке хлопает в ладоши. Взметнулись вверх на вытянутых руках смартфоны и планшеты.
Ральф Хюттер, Фриц Хильперт, Хеннинг Шмиц и Фальк Гриффенхаген в своих традиционных костюмах в зелёную флуорисцирующую клетку, по очереди выходят на сцену, направляясь к своим модулям.
Началось!
Зелёные цифры на экране то сменяют друг друга, то норовят выпрыгнуть из экрана на головы не унимающейся от восторга публики.
uno due tre quattro
один два три
Сонористика* такая, что, кажется, проникает до костного мозга. Ухо наслаждается звуками, будь то: звон, бряцание, грохот, гудение, дребезжание, журчание, звяканье, лязг, всплеск, скрип, стук, треск, шуршание, шпоканье, голоса, трель, сип, рёв, гудки, рокот, полутона, иллитераты, крепитация, писк, консонант, свист, придыхание или скрежет.
Виртуозы за пультами мастерски оперируют шумами, тембровыми пластами, живописными комплексами аккордов и интонаций.
Было многое в этот вечер для того, чтобы душа развернулась, а потом свернулась. И снова развернулась. И так по накатанной.
Слушали и несуетливый Autobahn, и ритмичную Planet of Visions.
Man Machine. Radioaktivity. The Model, конечно. Computer Love.
Во время Pocket Calculator Ральф Хюттер аккуратно, с естественным немецким акцентом выводит по-русски: «Я оператор и мой калькулятор». Русскоязычное общество начинает одобрительно шуметь. «Я слагаю. И вычитаю. Контролирую. И компонирую». Народ пищит от восторга. «Я жму на клавишу, она поёт мелодию». Радостное умиление.
Под конец Spacelab, в видеоряде, прямо на площади перед «Юбилейным», приземлилось летающее блюдце, что вызвало в массе зрителей небывалый восторг и экзальтацию.
А уж когда после короткого антракта раздались позывные The Robots и появились манекены в красных рубахах, зал просто зашелся в цифровом возбуждении. Кто-то справа от сцены вскрикнул так, будто его разрывало на части изнутри.
Я твой слуга
Я твой работник
К концу программы кто-то жалел, что не было Vitamin и Aerodynamik. Но и без этих техно-шлягеров люди Земли в Северной столице России набрались культурных впечатлений.
И вот, почти по сакраментальной традиции, действо заканчивается триединым Boing Boom Tschak / Techno Pop / Music Non Stop.
Kraftwerk прощается со зрителями, снова по очереди, покидая сцену. Короткий поклон и в конце из живых исполнителей остаётся только герр Хюттер – основатель и единственный бессменный участник группы.
Он закольцовывает запись, проходит к краю сцены. Поклон. Потом ещё один. На этот раз Ральф прижимает руку к сердцу. На сцене с чувством исполненного долга теперь пребывают только четыре компьютера.
Music non stop – произносит человек-машина.
Последний аккорд. С экрана исчезает нарисованное лицо.
Взрыв аплодисментов постепенно переходит в мягкую волну одобрительных возгласов.
Лёгкий гул покидающих зал людей.
Как говориться: «хорошего по-маленьку». Хотя, этот афоризм русская душа, почему-то не принимает. Душа чуда опять просит…
Надеемся, что в следующем году любимые наши немцы из Kraftwerk ещё раз посетят Россию.
Может быть, и до Сахалина доберутся! То-то те парни будут рады.
*Сонористика — современный метод композиции, использующий красочные звучания, в которых большое значение имеют звукокрасочные эффекты, звуковые явления внешнего мира.
Читайте нас в Яндекс Новости Теги: Музыка / группа KRAFTWERK