Махолет, он же орнитоптер

10 декабря 2017 21:10

Авиасалон МАКС является выставочной площадкой для многих десятков моделей авиатехники, от известных всем авиалайнеров и истребителей, до сверхлегких летательных аппаратов и беспилотников. Каждые два года конструкторы готовят презентации новых машин, имеющие те или иные особенности и инновации. Но не многие из них могут быть названы действительно удивительными и необычными.
Одну из поразительных новинок удалось обнаружить почти случайно. Она появилась на статической экспозиции только в субботу, на предпоследнем дне авиасалона. Между беспилотниками и СЛА стояла машина, по началу принятая за автожир с неожиданно широким ротором, но потом стало ясно, что от автожира там только форма кабины, а то, что было принято за ротор, является упругим крылом.

Необычная машина оказалась орнитоптером, или, как еще говорят — махолетом. Орнитоптеры — группа летательных аппаратов тяжелее воздуха, полет которых обеспечивается маховым движением крыла по принципу движения крыла птицы. Такие аппараты считаются сложными для конструирования и бесперспективными для разработок серьезными конструкторскими бюро. Такое мнение возникло из-за проблем с разработкой надежной конструкции и подбором материалов, способных выдерживать длительные динамические нагрузки, а так же из-за сложности разработки ходовой части и двигателя для таких аппаратов.

Первый орнитоптер в России был построен еще в 1913 году конструктором Самуровым. Построенный в Сибири, он был привезен для летных испытаний на аэродром под Москвой. При испытании присутствовал и сам Н.Е. Жуковский. Но заинтересовавший его аппарат, несмотря на все усилия пилота-конструктора не взлетел, и испытание закончилось разрушением махолета. В последствии, так и не добившись результатов по работе, подавленный чередой неудач, конструктор покончил с собой. Жуковский обращался в своих работах и к механике птичьего полета, но развития теоретическая возможность работы машущих конструкций не получила.
Проводились работы по конструированию подобных аппаратов и позднее, некоторые из них отрывались от земли, но почти все подобные взлеты заканчивались авариями или были слишком коротки. И только в последние годы махолеты стали появляться в воздухе — реализованные как малые беспилотные аппараты, у которых не возникает проблем с динамической устойчивостью материалов из-за их малого веса и малых скоростей. Работы над полноразмерными аппаратами практически не ведутся.

Тем не менее представленный на МАКСе махолет «Альбатрос АС-5мх» является уже полноценным прототипом пилотируемой машины, готовым к летным испытаниям, а не моделью. Его конструктор, Валерий Дарьин, начал работу над разработкой орнитоптера еще в 1990х годах. Конструкция создавалась на базе сверхлегкого самолета- высокоплана, сконструированного и сертифицированного им в восьмидесятые годы. Сам корпус самолета остался неизменным, но статичное крыло было изменено на упругую плоскость, приводимую в движение пневматической системой. Система может работать как на сжатом воздухе из баллона, так и на компрессоре, забирающим воздух непосредственно из среды, что делает данный тип двигателя экономичным и высокоэкологичным.

Упругое изгибаемое крыло имеет три динамических машущих поверхности, а не две, как свойственно птицам и насекомым. Это увеличивает рабочую площадь, а значит и подъемную силу. Состоит оно из металлического каркаса, сделанного из авиационного алюминия, и лавсановой мягко натянутой оболочки. Составное строение на шарнирных соединениях позволяет равномерно распределять нагрузку по всей длине крыла.
Орнитоптер имеет полноценные рули направления и высоты, а также фиксированными элеронами, которые позволяют управлять креном машины в полете. Элероны в полете не задействованы в маховых движениях. и при полете по прямой без крена создают дополнительную подъемную силу.
Машина рассчитана на подъем двоих человек — пилота и пассажира, или же на пилота и груз массой до ста килограмм, и не требовательна к взлетно-посадочной площадке — дистанция разбега по расчетам не превышает полутора десятков метров. В представленной комплектации топлива будет хватать на часовой полет при скорости около 120 кмч.
По словам Валерия Дарьина машина может быть полезна в условиях малой транспортной доступности для доставки малых грузов и перемещения людей, и будет привлекать потенциальных покупателей нетребовательностью к обслуживанию и невысокими расходами на топливо.
Полное интервью с конструктором и испытателем уникального аппарата вы можете увидеть в видеогалерее нашего сайта.

Читайте нас в Яндекс Новости Теги: Авиация / Выставка / Авиасалон