Герои Арктики

25 декабря 2018 18:25

13 апреля — дата успешного завершения первой полномасштабной спасательной операции, проведенной с помощью авиации. Речь идет о героическом спасении команды корабля «Челюскин», потерпевшим крушение в водах Арктики в 1934 году.

 

Исследовательский ледокол «Челюскин» был изготовлен на верфях Копенгагена по заказу СССР специально для арктической экспедиции, срок которой предположительно должен был составлять около 18 месяцев. Корабль был одним из самых мощных судов того времени, борта судна были укреплены и утеплены на случай, если отопление корабля будет минимальным, на палубе размещалась посадочная зона для самолета-амфибии, подготовленного к полетам в условиях экстремального холода.

Командиром экспедиции был назначен Отто Юльевич Шмидт. Судно покинуло Ленинград 16 июня 1933 года

Кроме собственного немалого груза на корабле были взяты припасы для арктического лагеря на острове Врангель и запасы угля для Ледокола «Красин». Почти сразу выяснилось, что судно идет с перегрузом, и при входе в зону льдов корабль начал сильно раскачиваться, защищенный ото льда пояс судна оказался значительно ниже ватерлинии, и льдины повредили верхнюю часть корпуса. Из-за толстого слоя льдов подойти на ремонт к острову Врангеля не удалось, корабль оказался зажат льдами и начал дрейф.

 

Смена для лагеря на острове и припасы для полярников были транспортированы самолетом-амфибией.

Постепенно капитану корабля, Владимиру Воронину, удалось вывести судно в Берингов пролив, используя закономерности движения льдов. Обледенение на проливе по первичным расчетам не представляло опасности для частично разгруженного корабля, и командой было принято решение зимовать на дрейфующем корабле, осуществляя ремонт своими силами. Но спустя три спокойных месяца толща льдов многократно возросла, и корабль, не рассчитанный на такие условия, оказался буквально раздавлен ими.13 февраля 1934 года корабль затонул. Команде чудом удалось спасти часть припасов, палаток и оборудования, включая радиостанцию и самолет. Лагерь был создан на дрейфующей льдине, всего в лагере оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время экспедиции.

На Большую Землю был послан сигнал бедствия, и началась уникальная для того времени операция по спасению лагеря. Только для того, чтобы обнаружить дрейфующую льдину и лагерь на ней, экипаж Анатолия Ляпидевского совершил 29 вылетов. Вначале были вывезены женщины и двое детей, основная часть эвакуации началась спустя еще две недели, когда на мысе Олюторком был создан полноценный эвакуационный лагерь На кораблях «Красин», «Сталинград» и «Смоленск» доставили на мыс и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта, был организован госпиталь для приема эвакуированных, налажено транспортное сообщение по земле на собачьих упряжках. С 7 апреля установилась ровная погода, а «челюскинцами» был подготовлен ледяной аэродром, ровная полоса, готовая к приему самолетов любой конструкции.

Прибывшие летчики вывезли сначала пять человек — 7 апреля, 22 человека — 10 апреля и 35 человек — 11 апреля. 13 апреля, ровно через два месяца со дня гибели парохода из лагеря были вывезены последние шесть «челюскинцев» вместе с исполняющим обязанности начальника экспедиции А.И.Бобровым и капитаном В.И.Ворониным. Всего летчики в сложнейших погодных условиях совершили 24 рейса.

 

 

Операция по спасению команды «Челюскина» имела важнейшее мировое значение. За ней, затаив дыхание, следил весь мир. Многие сомневались в успешности задуманного… Но «Ни одного человека не отдадим в жертву Арктике» — таков был общий девиз, и он был выполнен полностю. За время операции не было ни единой смерти или серьезного увечья. Были вывезены даже несколько собак, бывших на корабле. Важность спасательной челюскинской операции была высоко оценена советским правительством, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. 20 апреля 1934 года летчики Анатолий Ляпидевский, Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин были представлены к этой награде, став первыми Кавалерами медали Героя Советского Союза. Остальные участники спасательной экспедиции были представлены к иным орденам и медалям.

 

 

Эта операция показала новые возможности по работе в экстремальных условиях, на которые способна авиация, и стала бесценным опытом для советских летчиков. Она вошла в программы всех летных школ, и легла в основу работы по организации зимних полетов во время Второй Мировой войны.

Теги: Авиация / Арктика / Челюскин