«Er ist wieder da»: он снова здесь, и он снова в игре
В преддверии старта очередного, уже 16-ого фестиваля немецкого кино, мне бы хотелось вспомнить, пожалуй, одну из самых запоминающихся кинокартин, представленных в Москве в рамках данного ежегодного смотра. Так, в 2015-ом году в широкий немецкий прокат вышла крайне провокационная лента «Он снова здесь» малоизвестного режиссёра Давида Внендта, известного зрителю по фильму «Запретная территория» со звёздами кино ФРГ – Акселем Мильбергом и Карлой Юри, засветившейся недавно в «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Российские любители «важнейшего из искусств» могли увидеть данную ленту в конце прошлого года в кинотеатре «Формула кино Горизонт». Ваш покорный слуга не преминул заглянуть на огонёк и просмотреть новинку, дабы в подробностях рассказать о нашумевшем произведении тем, кто ничего о нём не слышал или слышал, но увидеть не сумел.
«Он снова здесь» снят оператором Ханно Ленцем («Цвет сакуры», «Привет из Фукусимы по одноимённому бестселлеру немецкого журналиста Тимура Вермеша, который был переведён на десятки языков мира, в том числе и на русский. Углубляться в суть сюжета тут нет никакого смысла, стоит лишь прочесть первую строчку из официальной аннотации к отечественному изданию, и всё сразу становится понятно: «Берлин, 2011 год. На городском пустыре приходит в себя Адольф Гитлер…». Важно упомянуть, что российский аналог сайта-сервиса «Internet Movie Database» (IMDb) – «КиноПоиск» вводит потенциального зрителя в заблуждение, указывая, что жанр фильм Внендта – комедия. Знайте, всё далеко не так просто, как кажется. «Он снова здесь» — всё что угодно, но точно НЕ ТОЛЬКО комедия; фильм нельзя сравнивать ни с «Грязной кампанией за честные выборы» Роуча, ни даже с «Великим диктатором» Чарли Чаплина (да, есть что-то общее, но не более). Эта картина по-настоящему самобытна и удивительна, она наполнена высококлассным юмором на самые острые темы, такие как расовая неприязнь и немецкий фашизм, если в кино присутствует безжалостная и прямолинейная сатира, то нельзя делать вывод о комедийности происходящего. Признаюсь, я боялся, что сценаристы в лице самого Внендта, Миззи Мейера (Mizzi Meyer) и Марко Кройцпантера сделают Адольфа Гитлера каким-то клоуном, а сам фильм будет построен сугубо на банальщине и расистских шутках. К счастью, всё оказалось на порядок лучше — создатели ленты выложились на 100% и создали подлинный шедевр, смотря который, вы не только смеётесь над шутками на табуированные темы, но и крепко так задумываетесь над последствиями увиденного на экране, Вас уже гложет мысль: а сможет ли некогда поверженный диктатор преодолеть трудности адаптации к новой политической модели и общественной реальности, вновь собрать вокруг себя приверженцев национал-социализма и построить процветающий Четвертый Рейх, но не такой, как в «Железном небе» Тимо Вуоренсолы, а какой-то иной, я бы сказал – реальный, настоящий. Печально признавать, но зритель по ходу просмотра волей-неволей начинает симпатизировать главному герою картины. Кроме шуток, становится понятно, чем же Гитлер притягивал, как магнит, всё новых и новых сторонников, как создать медийную фигуру, с которой миллионы людей смело могли себя идентифицировать и ассоциировать. Становится ясно, что у фюрера, великолепного, талантливейшего оратора, был, собственно, лишь один дар – он каким-то непостижимым образом мог способен проникать во внутренний мир каждого человека, угадать его чувства и желания, выражать мысли не целых социальных слоёв, а практически всего окружающего общества, высказывать именно то, что они думали.
«Ты никогда не спрашивал меня, почему люди следуют за мной. Потому что в глубине души они такие же, как я. В них тот же смысл.
Ты не сможешь избавиться от меня. Я часть тебя. Всех вас. И не всё было отрицательным.»
Режиссёр показывает нам, что несмотря на прожитые годы, несмотря не разделение и объединение Германии, на ликвидацию НСДАП, из немца невозможно «вытянуть» его прошлое, неотъемлемой частью которого является и Адольф Гитлер. Показательными являются здесь около 400-от часов съёмки, немалая часть который – запечатлённые на скрытую камеру разговоры загримированного Оливера Мазуучи, исполнителя главной роли в фильме и штатного актёра знаменитого венского «Бургтеатра» (Burgtheater), с самыми обычными немцами, которых он встречал на улицах. Восхитительный импровизатор, он заставлял прохожих изливать ему душу, рассказывать о самом сокровенном и, в том числе, о политических предпочтениях. «Мое впечатление такое – средний класс стремительно «правеет». Очень многие говорили с Гитлером, как если бы это и был сам фюрер, и то, что они говорили, я нахожу опасным для страны. Мы должны вновь задуматься над тем, что мы делаем, и правильно ли мы это делаем» — цитирует «Euronews» слова Мазуччи.
Увидев на большом экране выдержку из этих откровенных диалогов, зритель впадает в растерянность и некий ступор. У него на лице выражение недоумения – как? Почему всё так, как показывает нам Давид Вненд? Знаете, а ответа-то нет… По-настоящему сложно уловить то странное настроение, что царит в зрительном зале – это что-то где-то между бойким весельем и нервной скованностью. И тут зрителя осеняет — у ленты несколько неправильное название. Знаете, ОН не вернулся, ОН попросту никуда и не уходил.
Читайте нас в Яндекс Новости Теги: искусство / Он снова здесь / фестивальное кино