Дефицит полувагонов на отечественном рынке железнодорожных перевозок не вырастет
дефицит вагонов РЖД Ростех
Дефицит грузовых полувагонов и дороговизна их аренды – российские грузоотправители вот уже несколько лет работают в стесненных условиях. Виной тому целый комплекс причин, изменение нормативов срока эксплуатации составов в сторону сокращения, и раздел рынка железнодорожных грузоперевозок, пишет «ПРАЙМ». В настоящее время отечественные предприятия готовятся к новым трудностям, которые могут возникнуть в результате разрыва договорных отношений на арену 27 тысяч полувагонов между «дочками» двух крупнейших госкорпораций в стране – РЖД и Ростеха.
Как сообщает издание, еще два года назад «деревья были большими, трава зеленее», а стоимость суточной аренды грузового полувагона в стране составляла всего 560 рублей. Сейчас за такую же услугу грузоотправителям придется выложить почти в четыре раза больше – 2000 рублей. Такое ценообразование стало возможным благодаря правительству, выступившему с требованием сократить предельно допустимый срок эксплуатации составов, за которым последовала массовая утилизация отживших свое транспортных единиц. При этом на металлолом в количестве порядка 100 тысяч штук ушли как раз полувагоны. Результат такого реформирования – нехватка составов и рост ставок на аренду тех, что остались в строю. Поскольку главным «держателем» отечественного рынка железнодорожных грузоперевозок является «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») – «дочка» РЖД, и «командовать парадом» – установкой ценника – «пришлось» ей. «ФГК» первой на рынке подняла цену, операторы следом повышают цену. «ФГК» увела это в заоблачную сферу. Весь рынок ушел следом», – рассказывает руководитель ФАС Игорь Артемьев.
Чтобы хоть как-то повлиять на ключевого игрока, ФАС предписывает «ФГК» в течение 15 дней предоставлять экономическое обоснование повышения тарифов в случае, если их планируется увеличить более чем на 8 процентов в течение одного квартала. Однако «дочке» РЖД оказывается гораздо выгоднее выплатить штрафные санкции, которые при любых раскладах окажутся гораздо меньше потенциальной и реальной прибыли.
В таком состоянии – дефицита вагонов, которые, по сути, сегодня в достатке имеет лишь «ФГК», и высоких ставках – и вынуждены жить грузоотправители. И их волнения сейчас снова вспыхнули, поскольку не так давно стало известно о том, что «УВЗ-Логистик» — «дочка» Ростеха затребовала досрочно вернуть ей ее 27 тысяч полувагонов, сданных на необоснованно невыгодных условиях «дочке» РЖД два года назад. Главный вопрос, которым сейчас озадачены аналитики, как скажется итог этого разбирательства. Опасения, главным образом связаны с тем, что изъятые вагоны отправятся в тупики и не будут «работать», что спровоцирует дальнейший рост цен и дефицит составов. Однако часть экспертов полагает, что все останется как есть – во всяком случае, хуже не будет, а УВЗЛ, получившая назад свой «актив» начнет сразу же его использовать.
21.10.2017 13:46
автор: NEWS