» День бизнес — авиации

21 июля 2017 12:06

Авиасалон Авиация Выставка

В рамках третьего дня  международного авиасалона МАКС-2017 прошел День бизнес-авиации (Business Aviation Day) , который начался с  проведения  круглого стола с  представителями компаний, занимающихся  бизнес- и малой  авиацией. Обещалось и присутствие  представителей  федеральных  властей, но их мы так и не наблюдали, поэтому  послушать удалось только  представителей структур,  занимающихся  бизнес-авиацией. Как шутили в зале  коллеги, это многое говорит об  отношении  представителей  власти к проблемам  малой авиации. Не только малой, так называемой  частной  авиации или авиации общего назначений, как  мы  смогли  пронаблюдать, но и отношение  к  более коммерчески выгодному  и развивающемуся  во всем  мире  сегменту бизнес-авиации оказалось не лучше.

Тем не менее, конференция состоялась и была  весьма интересной.  Свои доклады на ней  представили Антон Викторович Юцуб,  генеральный  директор Buisness Aviation Centre   в  аэропорту  Домодедово,  и Евгений Юрьевич Бахтин, вице-президент и  исполнительный директор ОНАДА (Объединенная Национальная Ассоциация Деловой  Авиации). Участники конференции выразили радость по  поводу  того, что тематика  деловой  авиации и авиации общего назначения   прозвучала на МАКСе  и  выразили надежды на то, что это в  том числе будет способствовать улучшению  ситуации с  рядом вещей в этой  сфере.

Первым  выступил Евгений Юрьевич Бахтин, рассказав  об  ассоциации ОНАДА и ее деятельности на территории России.

Объединенная  национальная ассоциация  деловой  авиации – ОНАДА – насчитывает порядка сотни компаний, обеспечивающих  как организацию воздушных перевозок и  обеспечение безопасности, так  и наземные услуги. Одним из  важнейших  мероприятий  ассоциации  является  московский  форум деловой  авиации,  который  проходит в столице в  сентябре.

А  первый доклад в  рамках основной  программы – Антона  Викторовича Яцука. Он говорил о статистике развития деловой авиации в России.

Статистика от июля 2015 года  показывает прогнозируемый  спад по полетам  в зимний  период, потом рост в   летний  период  2016 года. Эта  сезонность  является нормальной для  сферы авиаперевозок, такие  сезонные изменения  присутствуют в ней  всегда. Но наблюдается и определенное падение объемов отрасли в  целом. Почему это происходит,  ни для кого не  секрет – основу иностранных полетов  составляют чартерные рейсы в  интересах бизнеса в Россию и из нее, и и отчасти деловые  полеты по России.  К  сожалению, сейчас деловая  активность падает в  связи  с рядом экономических и политических факторов, но с этого года  уже  снова наметился рост. 2016 год был очень  сложный и тяжелый для деловой  авиации,  17 год уже  полегче.

Впереди всех на рынке  бизнес-авиации находится московский  аэропорт Внуково,  второе место у  Шереметьево. В январе  этого года  по Шереметьево наблюдался  серьезный  скачкообразный  спад  активности перелетов деловой авиации.  Почему? Потому что Шереметьево  берет и ограничивает количество предоставляемых слотов для бизнес-авиации. То есть это не связано с политикой перевозчиков и владельцев  воздушных судов, это связано  исключительно с  политикой  самого аэропорта. С  марта ситуация снова улучшилась, так как  политика  аэропорта  начала меняться  в сторону улучшения отношения  к  бизнес-авиации.

На третьем  месте аэропорт Домодедово,  но при этом  в  данном аэропорту ситуация самая  стабильная. Это связано с тем, что есть предпочтения у  операторов и владельцев  бизнес-авиации по тому  куда летать. Домодедово, как и новый  аэродром в Раменском,  удобны для тех, кто не хочет быть в  центре внимания, повышенная  конфиденциальность

Санкт-Петербург тоже стабилен в плане  таких полетов,  резкие  всплески наблюдаются только в июне – в городе  в это время проводятся  крупные  форумы  и международные  мероприятия. У  региональных  аэропортов  еще более  выражены  пики и спады, активная работа бизнес-авиации в аэропортах только в  моменты  проведения различных мероприятий  в  регионе/городе.

Московский авиа-округ    в несколько раз более  активен  в плане деловой  авиации,  даже  Санкт-Петербург  сильно меньшую долю  в этом имеет, а другие  аэропорты  и вовсе.

64%  бизнес-авиации делает московский  авиационный узел,  далее  идет северо-западный и на третьем  месте южный.

47%   от всего объема перевозок  деловой авиации – московский  аэропорт Внуково, 11 % Санкт-Петербург, остальные  гораздо  меньше.

74%  всего московского авиаузла —  у  Внуково

Второй доклад  был посвящен вопросам  нормативного регулирования деятельности операторов, и представлен был вице-президентом ОНАДА Евгением Юрьевичем Бахтиным.

Россия  присоединилась к  Кейптаунской  конвенции по торговле  воздушными судами и защите  прав  собственности на этот вид  транспорта, рассказал Евгений Бахтин. Закон о регистрации   отвечает всем  общемировым  требованиям  и система работает достаточно отлажено, права  собственников  воздушных судов  и   арендаторов надежно защищены.  Что касается регулирования  коммерческой деятельности перевозчиков  деловой  авиации – к сожалению, тут мы не можем  отметить большого прогресса. Главная  проблема в том, что их регулируют по законодательству  и нормативным  актам, применяемым  к большим авиакомпания.  Это фактически препятствует коммерческой эксплуатации малых судов и компаний  с  небольшим парком.

На данный  момент по  АОН  внесены  изменения  в воздушный  кодекс, это позволяет операторам  воздушных судов   с весом  менее  5700 кг  относительно просто выполнять свои  полеты  в  воздушном  пространстве.  Процедуры регистрации и оформления упрощены, без снижения  требований  по авиационной безопасности и безопасности полетов.

Сейчас  идет процесс  обращений с тем, чтобы  упростить  коммерческое использование малой  авиации, судов вместимостью до  4-5  пассажиров.  Роль малой авиации, небольших воздушных судов,  выполняющих полеты  как  в интересах мелких и средних предприятий, так и отдельных граждан, для связи  с отдаленными районами – вот это все  должно регулироваться  по более разумным  правилам, чтобы обеспечить более широкий доступ  населения страны  к этому  виду транспорта.

На данный момент  есть инициатива ассоциации АОПА и ассоциации  бизнес-авиации , которая  постараетс  принять большее участие в  разработке  такой документации и  регулирования этого вида авиатранспорта.

Из зала  после  доклада  прозвучал ожидаемый, пожалуй, вопрос:  сколько времени потребуется  для реализации этих изменений ?

Бахтин ответил, что это не решается  одномоментно, конечно, даже не месяц-два, но практика  показывает, что время от инициации до воплощения в нормативные документы – минимум 9-10  месяцев,  обычно это происходит дольше и занимает где-то до 2  лет.

Кроме того, в рамках Дня бизнес-авиации на  МАКС-2017  прошло еще две презентации, о которых  вы  можете  прочитать в следующем материале.

21.07.2017 12:06

автор: Алёна Моргуновская