» Будущее уже наступило
роботы Форум
19 апреля в рамках Российского интернет-форума РИФ+КИБ 2017 прошла конференция, посвященная не часто пока поднимаемому вопросу — состоянию искусственного интеллекта (ИИ) на данный момент и правовому аспекту роботизации и внедрения ИИ в нашу жизнь.
Ведущий секции Никита Куликов пригласил нескольких интересных спикеров, которые рассказали об этой теме журналистам и отраслевым специалистам, приехавшим на форум. И, конечно, на секцию был приглашен робот. Как сказал в зале один коллега, «мы нарушили бы его права, если бы не пригласили поговорить об этом с нами». Пока это шутка, а вот что будет лет через десять-пятнадцать?
Впрочем, сначала разговор был не об этом. Первые спикеры говорили не о перспективах, а о том, каков уровень роботизации и внедрения искусственного интеллекта на данный момент.
Так, Станислав Милых, руководитель по системам самообслуживания Мегафона, рассказал о работе виртуального ассистента Елена, который представляет собой искусственный интеллект с широким спектром возможностей для формирования ответа на запрос абонента, а так же обладает дополнительным функционалом, позволяющим анализировать частоту обращений данного абонента по тем или иным вопросам, его тарифный план и потребности, исходя из чего предлагать ему, кроме собственно ответа на его обращение, возможность рассмотреть те или иные специальные предложения Мегафона, которые отвечают его наиболее часто проявляемым запросам и потребностям. Фактически, это аналитическая работа, схожая с работой живого оператора, только проанализировать все данные системы искин может гораздо быстрее.
А еще виртуальный ассистент не устает, не злится, а значит и не сорвется случайно на клиента.
Клиенты отвечают Елене симпатией, вежливо здороваются и прощаются с ней,благодарят за предоставленный ответ. При этом искусственный голос и манера речи Елены едва ли позволяет не понять, что на другом конце телефона не человек, а робот. «Это простая вежливость, воспитание» — говорит Станислав, — «люди благодарны, когда решили их вопрос, не важно кто».
Конечно, система искусственного интеллекта пока не совершенна, и в ряде случаев Елена не может помочь клиенту, в этом случае происходит переключение на оператора. Но дать ответы на ряд стандартных вопросов, снизив тем самым нагрузку на живых операторов и позволив быстрее дозвониться до них, она вполне может.
Для работы в качестве онлайн-консультанта на сайте сейчас разрабатывается полноценный чат-бот нового поколения на основе искусственного интеллекта, который так же, как и Елена, будет интегрироваться со всеми информационными системами Мегафона и оперативно отвечать на запросы клиента в онлайн-режиме, так как совершать звонок не всегда удобно, и большая часть клиентов предпочитает обратиться с вопросом в электронной форме.
«Клава», так в рабочем варианте зовут «младшую сестру» Елены, может начать работу в тестовом режиме уже в ближайшее время.
РАЗВИТИЕ ИСКУСТВЕННОГО ИНТЛЛЕКТА И МОДЕЛИРОВАНИЕ МОЗГА
Следующий спикер, Ольга Ускова, представитель компании «Когнитивные технологии» (Cognitive Technologies) говорила о еще более интересной и перспективной теме развития искусственного интеллекта. Это направление — полноценное моделирование работы человеческого мозга, по крайней мере по одному из процессов. Например, управление автотранспортом.
Мы живем в период так называемого окна возможностей, говорит Ольга. Это период сроком в 5 лет, который по экономическим теориям открывается раз в 50 лет. Тем, кто попал в него сейчас – повезло. Уровень научного и технического развития достиг той точки, когда при наличия интеллекта и хорошей команды можно совершить рывок, настоящий прорыв в сфере работы с искусственным интеллектом.
Технология виртуального тоннеля, которая была продемонстрирована на конференции, позволяет управляемому искином автомобилю перемещаться в рамках заданных параметров прямолинейного движения, а встроенные анализаторы, в том числе системы компьютерного зрения, имитирующие человеческое восприятие, ориентироваться на дороге и принимать решения с учетом дорожной ситуации.
На данный момент существует две принципиальных возможности для организации работы беспилотного автомобиля. Первая — это когда машина едет по дорожной разметке и датчикам. «В этом случае она не сможет ехать по России и 78 земного шара» — сказала Ольга. Эта технология отлично может работать в системе Умных городов, которая реализована и планируется к реализации в ряде небольших городов Европы, но в большей части земного шара окажется бесполезной. Второй вариант, который считается более перспективным, это ориентирование по построению картинки в зависимости от линии горизонта и объектов, сопровождающих движение. Технология, позволяющая обеспечить роботизированное управление автомобилем таким обазом, была представлена три года назад Василием Поздниковым.
Система компьютерного зрения для такой технологии должна работать по принципу фовеального зрения, моделируя функции гиппокампа в человеческом мозге. Фактически это то, что мы называем интуицией, кратковременным предвидением, предчувствием. Фактически это является внесознательным анализом поступающих визуально данных и оценкой возможных действий и событий на основе этого. Эта технология позволяет учитывать не только распознавание крупных объектов, желательно контрастных (как было в «Тесле», которая попала в нашумевшую аварию из-за того, что перед ней оказался грузовик, слившийся по цвету с небом и оставшийся незамеченным из-за этого системами управления)
Человеческий мозг реагирует на мелкие объекты. Аварии с Теслой не было бы, если бы система работала по технологи фовеального зрения и выделяла мелкие объекты. Она смогла бы учесть не только сам слившийся с небом по цвету грузовик, но и колеса, явно выделявшиеся цветом, и «достроить картинку» до того, что если впереди тебя едут колеса, то должна быть и машина на них.
Одна из самых сложных задач роботизрованного мозга – обучение нейронных сетей, как и у человека. В настоящее время сСистема обучается на видеосюжетах, чем больше и разнообразнее сюжеты – тем больше и быстрее обучается система управления автомобилем. Один из наиболее доступных и безопасных способов организовать такое обучение – использование кадров с видеорегистраторов.
Само же передвижение беспилотного автомобиля по российским дорогам на данный момент является не только технической, но и юридической задачей. Дело в том, что формально передвижение беспилотников в нашей стране не разрешено. Но и не запрещено тоже. В условиях такого правового вакуума внедрение технологии за пределами экспериментальных образцов невозможно, да и их езда — это то еще хождение по лезвию бритвы. Случись авария, и даже не ясно, кто должен отвечать за это- оператор ли роботизированной машины, создатель тех.части,разработчик ПО? Пока ответа нет, как нет и единого и полноценного определения в законодательстве даже самого понятия робот.
Общество должно договориться по вопросам смешанных потоков. В том числе по таким сложным вопросам, как принятие решения автоматикой в случае неизбежности наезда на пешехода и необходимости сделать выбор между тем, кого из двух или трех «кандидатов» придется задавить если вдруг возникает такая ситуация. Не менее важным является и вопрос определения юридического понятия робота и разделения ответственности между роботами, их пользователями и создателями в случае возникновения неприятных ситуаций и правонарушений с участием роботов (в том числе и причинении вреда человеку).
Ясно одно – скорость реакции автоматизированной системы управления автомобилем на основе искина уже сейчас значительно выше человеческой, и оператор, водитель или как его ни назови, может физически не успеть вмешаться в управление, поэтому ряд моментов, которые могут иметь критически важное значение, должен быть прописан до того, как роботы-автомобили выйдут на наши дороги.
Думаете, это все еще фантастика? По прогнозам специалистов, в ближайшие десять-пятнадцать лет смешанное движение, в котором на равных будут принимать участие обычные автомобилисты и робокары, может стать частью нашей жизни.
Увидеть наше ближайшее будущее уже сейчас можно будет этим летом в Сколково, где запланирован показ и возможность испытать в действии российский роботизированный автомобиль с системой управления, основанной на искусственном интеллекте.
28.04.2017 10:00
автор: Алёна Моргуновская