Александр Захарцев: «Память узников почтим!»

05 апреля 2023 0:00

05.04.2023 Война Дмитрий Клевакин

Много десятилетий назад завершилась Вторая мировая война, но отголоски её до сих пор легко обнаружить практически в каждом населённом пункте нашей страны.

Сложно найти такую семью, которую не затронула бы война. Кто-то из предков обязательно воевал, кто-то из родни не вернулся, чьи-то бабушки или дедушки выжили в блокадное время, а кому-то довелось пройти через концентрационные лагеря фашистов.

Даже теперь, спустя почти восемь десятилетий после Победы, нельзя сказать, что установлены все факты тех страшных лет. Мы до сих пор не можем утверждать, что найдены все свидетельства невероятной жестокости немецких захватчиков.

Концентрационные лагеря стали памятными местами для нашей страны и важнейшими источниками информации. Одно из таких мест, обнаруженное сравнительно недавно – Офлаг-52, о котором нашему изданию рассказал Президент Общероссийской комиссии по борьбе с коррупцией Захарцев Александр Юрьевич.

— Александр Юрьевич, подскажите, пожалуйста, что такое «Офлаг-52»?

— «Офлаг-52» – один из многих лагерей для военнопленных времён Великой Отечественной войны. Такое название («Офлаг-52») он носил в 1941-1942 годах, а затем был переименован в «Шталаг-1 Д» (Stalag I D). Размещён этот лагерь был неподалёку от городка Эбенроде, ныне город Нестеров Калининградской области.

— В чём  отличие этого концентрационного лагеря от прочих тюрем фашисткой Германии такого же предназначения?

— Во-первых, по мнению историков, в этот концлагерь гестаповцы проводили особо строгий отбор военнопленных. Для пыток и истязаний различного уровня им требовались исключительно выносливые «подопытные», так что брали сюда только молодых и самых крепких военнослужащих Советской армии. Во-вторых, это было довольно засекреченное место – о нём было мало что известно вплоть до начала XXI века. В-третьих, поражает и количество погибших. Точное число установить до сих пор не представляется возможным, работы в этом направлении до сих пор ведутся. Однако ориентировочно можно говорить о том, что в этом лагере погибло от 7000 до 70 000 человек.

— Гигантские цифры. Они все были убиты фашистскими захватчиками?

— Большинство умерло от общего истощения организма и болезней, неизбежных для таких скоплений людей, абсолютной антисанитарии, голода, холода и уровня пыток. Вдумайтесь: военнопленные спали даже не в бараках. Сначала просто на земле, а потом в ямах, которые им разрешило выкопать руководство лагеря. Их практически не кормили, давали очень мало воды, подвергали изощрённым истязаниям. В этом месте творились страшные вещи. Но я хотел бы подчеркнуть, что, даже если в основном они умирали от болезней и голода, ответственность за это всё равно лежала на их бесчеловечных тюремщиках.

— Откуда вам, не калининградцу, далёкому от исторических исследований человеку, стало известно об этом лагере?

— Дело в том, что я являюсь президентом Общероссийской комиссии по борьбе с коррупцией. У нас довольно многочисленная организация, с представительствами в 42 регионах страны. В Комиссии много активных энтузиастов и общественных деятелей. В данном случае информацию я получил от Анатолия Гавриловича Матвеева, члена Комиссии, председателя регионального отделения Общероссийской Комиссии по борьбе с коррупцией. Он лично заинтересовался находками «Офлага-52», начал привлекать к этой теме внимание общественности, разумеется, рассказал и своему руководству. Так я узнал обо всей этой истории.

— А почему история «Офлага-52» вызвала у вас желание вмешаться и поучаствовать в увековечивании памяти военнопленных, прошедших через этот лагерь?

— Я считаю, что такие исторические сюжеты не могут оставаться только абзацами в параграфах учебников по истории. Мы не имеем права забывать о трагических событиях Второй мировой войны. Не имеем права прекращать об этом говорить. Великий подвиг наших предков, наших соотечественников требует пристального внимания и изучения, чтобы впредь не допускать подобного. Военнопленные, прошедшие через пытки и мучения, не должны быть забыты. Каждый из них сделал всё, чтобы враг не прошёл дальше, каждый человек в этом лагере внёс свой вклад в нашу общую Победу.

— Что именно было сделано для увековечивания памяти жертв «Офлага-52»?

— При помощи работы с архивами, в том числе Центральным архивным учреждением, установлено около 1000 имён погибших узников «Офлага-52». При этом мы не считаем, что работа закончена – историки постоянно работают над установлением новых имён, новых обстоятельств произошедшего. Пока это всё инициатива частных лиц, и поиск информации осуществляется методом официальных запросов в архивы от имени Общероссийской Комиссии по борьбе с коррупцией. Мы хотим знать имена всех, кто отдал свои жизни в борьбе с врагом, и для этого проводим столь масштабную исследовательскую работу. Кроме того, чтобы местное население помнило о произошедшем, в 2020 году в посёлке Пригородное Калининградской области открыт обелиск как знак почтения к погибшим защитникам Родины, а также установлен памятный камень с надписью, гласящей, что «На этом месте будет установлен памятник узникам нацистского лагеря». В планах на ближайшее будущее – обустроить территорию более масштабно, спроектировав и открыв мемориал в честь узников «Офлага-52».

— Возведение обелиска финансировалось государством?

— Нет, обелиск устанавливался за счёт личных средств уже упоминавшегося мной члена Комиссии, Матвеева Анатолия Гавриловича, председателя регионального отделения Общероссийской Комиссии по борьбе с коррупцией, и ещё нескольких человек из Калининградской области. Именно поэтому мы сейчас будем обращаться к руководству страны, в правительство и к президенту РФ, поскольку организация мемориального комплекса – это значительно более затратное мероприятие. Хотим найти поддержку администрации региона и страны в финансовом плане, так как осуществить подобное начинание за счёт только личных средств очень сложно.

— Как вы полагаете,  помогут ли такие мероприятия, как празднование Дня Победы, почитание памятных мест воинской славы и концлагерей в увековечивании трагических событий Второй мировой войны?

— Разумеется. Замалчивание приводит к забвению, а постоянное напоминание о произошедшем не даст подрастающим поколениям «забить», как сейчас говорят, на произошедшее. Передающиеся детям знания и воспоминания их предков помогают воспитывать патриотично настроенное потомство. Что, конечно же, особенно важно в свете происходящих сейчас в мире событий. С исторической точки зрения всё, что происходило 80 лет назад – это предупреждение потомкам. Народ, лишённый истории, не сможет быть предусмотрителен в будущем, не будет способен опознать угрозу и в конечном итоге рискует исчезнуть с лица Земли. Не хочется, чтобы это произошло со столь великим народом, как население нашей страны.