80 лет без «Гинденбурга»
Авиация круглая дата
6 мая 1937 года закончилась эра дирижаблей. Самый большой на тот момент пассажирский дирижабль «Гинденбург» вспыхнул и сгорел при посадке, унеся жизни тридцати шести человек — пассажиров и членов экипажа.
Последний полет «Гинденбурга», носившего имя рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга, начался 3 мая 1937 года в Германии, а 6 мая, успешно совершив трансатлантический перелет, он прибыл в Манхэттен. Капитан Прусс, возглавлявший команду «Гинденбурга» и бывший великолепным пилотом, чтобы порадовать пассажиров, выполнил предельно близкий проход рядом с Эмпайр Стейт Билдинг, так что пассажиры дирижабля и находившиеся в небоскребе люди видели друг друга и могли помахать рукой. После щегольского прохода он наконец направил дирижабль к стоянке, но получил сообщение о том, что выполнение посадки не рекомендовано по погодным условиям (приближался грозовой фронт) и, как говорят сейчас, ушел на второй круг. Примерно через два часа посадка была разрешена, и круживший над городом «Гинденбург» отправился в сторону стоянки. Через три часа он уже стыковался к швартовочной мачте (дирижабли того времени не выполняли посадку непосредственно на землю, они пришвартовывались к специальной мачте высотой около двухсот метров, и во время стоянки так же оставались в воздухе). Дирижабль уже уравновесили и были сброшены причалочные канаты, когда между четвертым и пятым газовыми отсеками произошло возгорание. В течение пятнадцати секунд огонь охватил до тридцати метров обшивки, и произошел первый взрыв. Менее чем через минуту разрушающийся на глазах дирижабль упал на землю. Пострадавшие пассажиры и члены экипажа погибли не только от огня и угарного газа, многие скончались от переломов и травм, полученных при падении. Всего на борту «Гинденбурга» находилось 90 человек, более трети из них погибли в этой катастрофе. Еще более катастрофичны были последствия — на следующий же день были закрыты все перелеты немецких дирижаблей за пределы страны, а внутри страны они стали использоваться только для перевозки почты и других грузов, в один день перестав быть коммерческим пассажирским транспортом.
Причиной катастрофы официально называется обрыв одной из стальных расчалок, повредивших четвертый и пятый газовые баллоны, что и привело к утечке водорода, на котором летал «Гинденбург» и образованию взрыво- и пожарооопасной воздухо-водородной смеси. Но есть и другие версии. Так, гестапо, которое вело следствие по этому делу со стороны Германии, придерживалось версии умышленного взрыва и даже называло возможного виновника, который правда тоже в итоге погиб при взрыве. Согласно этой версии считается, что его гибель случайна, так как он установил бомбу с часовым механизмом и рассчитывал, что к моменту ее срабатывания пассажиры и экипаж уже покинут дирижабль. целью его поступка было уничтожение самого дирижабля, а не его пассажиров. Но судьба распорядилась иначе и «Гинденбургу» пришлось провести в воздухе лишних три часа, а подрывник не успел покинуть дирижабль. По версии, озвучивавшейся так же и использованной в том числе в кинематографе, причиной крушения был саботаж.
Точную причину гибели «Гинденбурга» мы не узнаем уже никогда.
Сейчас, спустя восемьдесят лет с этой самой знаменитой катастрофы, на месте гибели «Гинденбурга» установлен памятный монумент, а современные дирижабли снова поднимаются в небо. Закат эры дирижаблей, яркой точкой в котором стала гибель знаменитого «Гинденбурга», сменяется новым рассветом.
06.05.2017 10:00
автор: Алёна Моргуновская