80 лет без «Гинденбурга»

06 мая 2017 10:00

Авиация круглая дата

6 мая  1937 года закончилась эра дирижаблей. Самый  большой на  тот момент  пассажирский  дирижабль «Гинденбург»  вспыхнул и сгорел при  посадке, унеся жизни  тридцати  шести человек — пассажиров и  членов  экипажа.

Последний  полет  «Гинденбурга», носившего имя  рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга, начался  3  мая  1937 года в  Германии, а  6 мая, успешно  совершив  трансатлантический  перелет, он прибыл в Манхэттен. Капитан Прусс, возглавлявший  команду «Гинденбурга» и бывший  великолепным  пилотом, чтобы  порадовать пассажиров, выполнил предельно близкий  проход  рядом  с Эмпайр Стейт Билдинг,  так что пассажиры  дирижабля и находившиеся в небоскребе люди видели друг друга и могли помахать рукой.  После  щегольского прохода он наконец  направил  дирижабль к  стоянке, но получил сообщение о том, что выполнение посадки не рекомендовано по погодным  условиям (приближался  грозовой  фронт) и, как говорят  сейчас, ушел на  второй  круг. Примерно  через два часа  посадка была  разрешена, и круживший над городом «Гинденбург» отправился в  сторону  стоянки. Через  три часа  он уже  стыковался  к  швартовочной  мачте (дирижабли того  времени не выполняли посадку  непосредственно на землю, они пришвартовывались к  специальной  мачте высотой около двухсот метров, и во время  стоянки так же оставались в воздухе).  Дирижабль уже  уравновесили и были сброшены  причалочные канаты, когда  между  четвертым  и пятым газовыми отсеками  произошло возгорание. В  течение пятнадцати секунд огонь охватил до тридцати метров обшивки, и произошел первый  взрыв. Менее чем через минуту разрушающийся на глазах дирижабль упал на  землю.  Пострадавшие пассажиры и  члены  экипажа  погибли не только от огня и  угарного газа,  многие скончались от переломов и  травм, полученных при падении.  Всего  на борту «Гинденбурга»  находилось 90 человек, более трети  из них погибли  в этой  катастрофе. Еще  более катастрофичны  были  последствия  — на следующий  же день были закрыты все  перелеты немецких дирижаблей  за пределы  страны,  а  внутри страны они стали использоваться только для  перевозки  почты и  других грузов, в один день перестав  быть коммерческим пассажирским транспортом.

Причиной катастрофы официально  называется обрыв одной  из стальных расчалок, повредивших четвертый  и пятый  газовые баллоны, что  и привело к  утечке  водорода, на  котором  летал  «Гинденбург»  и образованию взрыво- и пожарооопасной  воздухо-водородной смеси. Но есть и другие  версии. Так,  гестапо, которое  вело  следствие  по этому делу со стороны  Германии, придерживалось версии умышленного взрыва и даже называло возможного виновника, который  правда тоже  в итоге погиб при  взрыве. Согласно этой  версии считается, что его гибель случайна, так как он установил  бомбу с  часовым  механизмом и рассчитывал, что к  моменту ее срабатывания  пассажиры и экипаж уже  покинут дирижабль. целью его поступка было уничтожение  самого дирижабля, а не его пассажиров. Но судьба  распорядилась иначе и «Гинденбургу»  пришлось провести в воздухе  лишних  три часа, а  подрывник  не успел покинуть дирижабль. По версии, озвучивавшейся так же и  использованной  в том  числе  в кинематографе, причиной   крушения был саботаж.

Точную причину  гибели «Гинденбурга» мы не узнаем уже никогда.

Сейчас, спустя  восемьдесят лет с этой самой знаменитой  катастрофы, на  месте  гибели «Гинденбурга»  установлен  памятный  монумент, а современные дирижабли снова поднимаются в  небо.  Закат  эры дирижаблей, яркой  точкой  в котором стала  гибель знаменитого «Гинденбурга», сменяется  новым  рассветом.

06.05.2017 10:00

автор: Алёна Моргуновская