Как зарабатывают на общении с интересными людьми
06.04.2023 Россия Надежда Довыдова
Как зарабатывают на общении с интересными людьми?
Агентство для своих? Хотя «свои» могут быть не только в Москве, но и в
Сингапуре, Дубае или Тивате – это и девелоперские проекты, и медицинские центры, банки и инвестиционные фонды, IT-компании и криптовалютные биржи, ювелирные производства и ландшафтные дизайнеры, конкурсы красоты и профессиональный спорт и многое другое.

Вот, что рассказала Анна Колесникова, основатель и руководитель компании Kolesnikova PR.
Первый заказ она получила у… самой себя. Работая в 2006-м над одним инвестиционным
проектом в Черногории, Анна столкнулась с тем, что в округе не оказалось ни одного пиар агентства, которое могло бы ей помочь.
– Подготовить пару рендеров или разместить статью – пожалуйста, а вот так, чтобы в
комплексе охватить бизнес-проект, выявить его слабые и сильные стороны – никого, –
вспоминает Анна. – По сути, некуда было идти со словами: «Я ничего в этом не понимаю,
помогите мне» – никто не способен был сформировать команду для работы с отдельной
компанией. Пришлось все делать самой…
Но взялась за это не с пустого места – Анна окончила отделение пиара и коммуникации
КИМО – Киевского института международных отношений, получила степень МВА и
выучилась на инвестиционного банкира в Лондоне. А до этого восемь лет отдала модельному бизнесу – в 12 лет ее родители подписали контракт с агентством Device Models и она отправилась на несколько месяцев в Японию, затем работала на подиумах Западной Европы.
Так что когда возникает вопрос про средства и на учебу за рубежом, и на собственное дело,
то можно лишь добавить, что свой первый миллион Анна заработала уже к двадцати.
– В модельном бизнесе мне были интересны поездки по миру и зарабатывание собственных
денег, – рассказывает она. – Но в двадцать лет хотелось расти дальше, так что эта сфера не
рассматривалась уже ни с какой стороны – здесь я реализовалась в полной мере.
Поэтому из модельного бизнеса она ушла в инвестиционный. Именно он и привел ее в конце
концов в Черногорию. Здесь она занималась международным ивент-агентством, в которое
вкладывалась еще на старте своей банковской карьеры, продвигала отели, открыла две
галереи и запустила консьерж-службу Monte Leone. И окончательно решила уйти из
финансовой сферы:
– Работая в инвестициях, я столкнулась с тем, что мужчины сложно воспринимают за
рабочим столом женщину-управленца – для них это стресс: как ей можно доверить деньги?!
В этом мужском бизнесе всегда нужно соответствовать – быть жесткой и минимально
женственной. Я этой вынужденной конкуренции наелась, что стало одной из причин, по
которым я ушла из этого бизнеса, – говорит Анна. – Мне больше нравится вдохновлять – не бороться за право быть первым номером, а помогать. Мне комфортно, когда бизнес, с
которым я работаю – мужской, а мы добавляем в него творчества, красоты, недостающей
информации. Женский бизнес должен сохранять женскую энергию.
Эта энергия проявила себя в следующем крупном и уже полностью самостоятельном проекте Анны с производителями эксклюзивных яхт – черногорской компанией Art Of Kinetik.
Производя уникальный продукт, они долго не могли наладить его стабильный сбыт.
Проблему Анна определила с первого взгляда:
– Собственник оказался настолько влюбленным в свое дело, что любую попытку снизить
цену рассчитывал как покушение на его детище – товар хотят обесценить. А клиент в свою
очередь видел, что не ценят его – скидка ему нужна символическая. Между ними нужен был
посредник, который сумел бы соблюсти интересы обеих сторон. На первых порах я им и
стала, убрав прямое общение. Впоследствии покупатели стали работать только с
менеджерами – для этого я полностью разработала сейлз-политику компании. И продажи
стали расти.
Суды, психологи и аудит
Этот момент стал поворотным и для самой Анны – она решила к своей довольно обширной
деятельности добавить и пиар, создав агентство Kolesnikova PR. В Черногории оно
сосредоточилось в основном на девелоперских проектах. Но не забывало при этом и о своих
первых заказах – те же яхтсмены и в настоящее время входят в пул его основных клиентов.
Более того, сегодня у Анны есть эксклюзивное право не только представлять их в России, но
и предоставлять покупателям значительные скидки (стоимость яхт Art Of Kinetik начинается
от 645 тыс. евро).
– Мы не работаем пакетно – продал услугу и забыл, – поясняет Анна, – а ведем своих
клиентов постоянно, действуя как выносной пиар-отдел: за каждой компанией, с которой мы
сотрудничали, закреплен сотрудник – он собирает необходимую информацию, и мы всегда
готовы подкорректировать ее деятельность, организовать или поддержать любую акцию.
Такой подход более чем себя оправдывает: все заказчики, когда-либо обращавшиеся в
Kolesnikova PR, до сих пор продолжают работать с агентством. Это касается и зарубежных, и
российских компаний, которыми Анна стала активно заниматься, несколько лет назад
переехав в Москву. Здесь она начинала с продвижения как отдельных пластических хирургов,
так и сетевых медцентров. Успех в этой сфере привел, например, к тому, что клиника
эстетической медицины Armedic предложила ей статус амбассадора. Далее масштабы только
росли – за ее услугами обратились крупнейший в Европе Центр океанографии и морской
биологии «Москвариум», фонд «Росконгресс», 21-й павильон ВДНХ.
– По большому счету, нам не пришлось встраиваться в московский рынок и доказывать, что
мы лучшие. И уж тем более перед нами не стояло задачи с кем-то конкурировать или
отбивать у кого-то клиентов, – резюмирует Анна.
Но с «черным» пиаром агентству Kolesnikova PR пришлось все же столкнуться: как только о
нем заговорили, в прессе появилась серия негативных статей. Но их эффект оказался прямо
противоположным тому, на который рассчитывали недоброжелатели – публикации только
привлекли большее внимание к компании.
– Был настолько очевиден заказной характер этих публикаций, что мы даже не стали
реагировать на эту информацию, тратить на это свое время и ресурсы, – рассказывает пиарменеджер. – То, что нас заметили и так остро отреагировали, отчасти льстит. И, в свою
очередь, заставляет нас еще строже, внимательнее относится к тому, что мы делаем.
Хотя определенные уроки из этой истории все же извлечены были: компания усилила свой
юридический отдел, дополнительно предложив клиентам услуги судебного
представительства. Ввела в штат высококвалифицированных психологов, работающих с
администрацией Президента, и даже – специалистов по аудиту. Хотя, казалось бы, зачем
пиарщикам заниматься аудитом?
– Аудит, как правило, необходим бизнесу, который недостаточно хорошо организован. При
этом он доходный, но внутри – полный бардак. В какой-то момент собственник понимает, что
надо наводить порядок и приходит к нам, – рассказывает Анна.
Правда, поясняет, что такие проблемы чаще всего выясняются в личной беседе с тем или
иным предпринимателем – круг ее общения даже по меркам профессиональных
обязанностей более чем широк. Она, к примеру, состоит в Московском Столичном Клубе,
среди членов которого представители из самых разных сфер бизнеса, политики, спорта – их
имена можно увидеть в списке Forbes.
– Общаясь в таком кругу, еще больше понимаешь и ценишь важность репутации – она ценнее
любых денег. При этом даже при первом разговоре с человеком я сразу понимаю, кто ему
нужен и как ему помочь – это может быть юрист определенной специализации или, условно,
бухгалтер. Таково мое врожденное качество – находить в любом сообществе лучших людей и
между собой их связывать. Я точно знаю, как одному разъяснить позицию другого. Такой
формат общения мне всегда доставлял удовольствие, – рассказывает Анна. – Также благодаря
этому Клубу в мою жизнь пришли шахматы – это моя зависимость с первого хода. А узнавать
людей за игрой — невероятно увлекательно. Как человек играет в шахматы, такой он и в
жизни – все больше убеждаюсь, как это взаимосвязано. К слову, недавно за клубным столом
мне удалось выграть партию у криптомиллиардера Мариуша Патровича.
С Московским Столичным Клубом она познакомила и Мартина Вон Герик – главу семейной
корпорации, владеющей самым крупным железнодорожным бизнесом в Южной Африке. С
его компаний в дальнейшем работало ее агентство, оказывая пиар-услуги в рамках контракта
южноафриканцев с РЖД.
«Формула Буонарроти»
Объясняя, как это работает, она приводит знаменитую «формулу» Микеланджело
Буонарроти, который на вопрос, как он делает статуи, отвечал: «Беру камень и отсекаю все
лишнее». Этот же принцип она использует и в своем деле:
– Из огромного потока людей я отсекаю самых интересных. Из всех запросов клиента
выделяю его истинные потребности. И среди всех возможных вариантов решения исключаю
те, что не соответствуют его ожиданиям.
Универсальный рецепт для, казалось бы, любой сферы. Однако за кажущейся легкостью
стоит огромный труд как самой Анны, так и ее команды. Сегодня в штате Kolesnikova PR –
38 человек, еще не один десяток работает на агентство внештатно. Одних только фотографов
– десяток. Плюс бранч-команды, которые ведут зарубежные проекты – несмотря на
нынешнюю сложную экономическую и геополитическую обстановку, компании не пришлось
отказываться от своих клиентов.
– Мы даже расценки не стали повышать, хотя для нашего рынка они и так более чем средние,
– рассказывает Анна. – Единственное, что изменилось – это позиционирование у ряда наших
заказчиков, с внешнего рынка на внутренний. И нам приходится это учитывать.
Еще больших перемен могут принести изменения в российском законодательстве,
касающиеся криптовалют. Ведь среди клиентов Kolesnikova PR немало компаний с
наработками в этой сфере, и полная легализация виртуальных средств платежа даст старт к
запуску этих проектов в России. Впрочем, и без этого у Анны работы с айтишниками
хватает: например, среди ее подопечных – компания Neirolis, создающая системы на базе
искусственного интеллекта и видеоаналитики.
– Мне пришлось долго разбираться в этой теме и проводить всесторонний анализ – сможем
ли мы с ним работать, – признается она. – Но – справляемся.
Более того, погружение в IT-тематику позволило ей стать PR-директором компании Inanomo,
ведущей разработки инфраструктур, используемых в киберспорте, реальном бизнесе и
искусстве. Как результат этого взаимодействия – премия SPEAR’S, которую Inanomo
получила в 2021 году. Ей награждают только лучших представителей индустрии частного
банковского обслуживания, управления большими капиталами и смежных индустрий.
– Мы также много работаем с российскими бенефициарами, которые сейчас находятся в
Дубае и Катаре, – продолжает основатель Kolesnikova PR. – это IT-компании, создающие
цифровые метавселенные – они вмещают целые жилые комплексы и заводы. На основе их
наработок мы предложили создать для крипто-брокера Bitmama метавселенную, которая
также сможет работать как инструмент маркетинга и пиара. Сейчас мы ее будем презентовать
на криптовалютном форуме в Дубае. А также ждем поправок в законодательстве, чтобы
вывести ее на российский рынок – это будет еще и отличный повод показать здесь
значимость высоких технологий в бизнесе. Также в наших ближайших проектах – запуск
масштабной виртуальной картинной галереи.
К слову, галерея самой Анны в Порто Монтенегро – престижном районе Тивата, работает до
сих пор. Это проект с итальянской управляющей компанией BlueArt, официальным
представителем которой она выступает. Совместно они уже провели ряд выставок в разных
странах мира – например, Марка Шагала в Албании. Представляли работы Пабло Пикассо в ОАЭ и Казахстане – до России они не доехали из-за пандемии. Но в будущем, уверена она,
препятствий для любителей искусства не возникнет – благодаря ее IT-проектам сейчас идет оцифровка огромной коллекции и вскоре она будет доступна к просмотру в виртуальной галерее.
Сотрудничает Анна и с наиболее востребованными за рубежом российскими художниками,
например, с Тимуром Цаку и Алексеем Фирсовым. Некоторые полотна последнего можно
увидеть в ее личной коллекции, хранящейся в Московском Столичном Клубе на Поварской.
Коллекция оценивается в 30 млн руб. и уже была представлена на аукционах Phillips и
Sotheby’s.
– Можем позволить себе работать только с теми, кто нам интересен, – формулирует Анна как собственное кредо, так и кредо своего агентства. – Мы стоим на страже репутации наших клиентов, поэтому никогда не станем ввязываться в сомнительные проекты, предпочитая только позитив.
Анна Колесникова: «Мы не работаем пакетно – продал услугу и забыл, а ведем своих
клиентов постоянно, действуя как выносной пиар-отдел: за каждой компанией, с которой мы сотрудничали, закреплен сотрудник – он собирает необходимую информацию, и мы всегда готовы подкорректировать ее деятельность, организовать или поддержать любую акцию».
Среди клиентов агентства Kolesnikova PR – производитель эксклюзивных яхт Art Of Kinetik, клиника эстетической медицины Armedic, крупнейший в Европе Центр океанографии и морской биологии «Москвариум», фонд «Росконгресс», 21-й павильон ВДНХ, IT-компании Inanomo и Neirolis, крипто-брокер Bitmama и многие другие.
