Топов трогать нельзя, а то разбегутся
18.11.2022 Общество Татьяна Бонэ
В последние дни одной из животрепещущих тем стал отказ Минфина устанавливать потолок зарплат для топ-менеджеров российских госкомпаний.
Помусолили тему и бросили, придя к выводу, что у власти на это ответ всё равно один: Нельзя понижать потолок, а то он станет слишком низок для наших драгоценных топов и они разбегутся по зарубежным компаниям. Убегут, а как же патриотизм? А их там, за пределами России, вообще-то кто-то ждёт? Вы серьёзно? Но, вернемся к истории вопроса: в июне правительство страны предложило урезать потолок доходов для топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций и установить, что доходы не должны превышать трехкратное денежное содержание главы кабмина, что равно примерно 30 миллионам рублей в год. Но в октябре появилось решение Минфина, что никаких ограничений не будет, а размер оплаты труда будет зависеть от ставок, существующих на рынке. Как следствие, если верить в логику, то тут же должны были быть приняты такие же решения по оплате, например, врачей и учителей, — скорректировать их зарплату с учетом международного рынка труда.
Кстати, по опросу сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор» две трети работодателей начали жаловаться на проблемы с поиском компетентных топ-менеджеров. О недостатке квалифицированных соискателей на руководящие посты сообщили 62% российских компаний. 53% не смогли закрыть вакансию из-за слишком высоких зарплатных ожиданий кандидатов. Сложности с наймом топ-менеджеров связаны и с массовым уходом из России иностранных работодателей: их бывшие сотрудники недовольны условиями в российских компаниях. После 24 февраля многие руководители среднего и высшего звена уехали из России. Два-три месяца на их позиции вообще никого не нанимали. Оставшиеся менеджеры выбирают компании, которые дадут либо возможности для развития, либо дополнительные доходы. Многие приходят из других отраслей.
По сути, конкуренция среди топ-менеджеров снизилась (хотя лучшие, судя по всему уехали) а оставшиеся решили диктовать условия, планка же желаемых ими зарплат не опускается, а стремится в бесконечность. И здесь есть на кого равняться. Например, глава «Газпрома» Алексей Миллер — в 2018 году заработал 1,9 млрд рублей, то есть 11 тысяч рублей в минуту рабочего дня. Глава «Сбербанка» Герман Греф заработал в 2018-м около 1 млрд рублей. Бывший глава «Аэрофлота» Виталий Савельев — 376 млн рублей. Президент «Транснефти» Николай Токарев — 222,5 млн рублей. Глава РЖД Олег Белозёров — 192 млн рублей.
Примерно два с половиной года назад Путину задали вопрос о непомерно высоких зарплатах глав госкомпаний. Он ответил, что «меня самого это, честно говоря, задевает и коробит, я согласен», это можно объяснить общей рыночной стоимостью услуг управленцев такого уровня. По словам президента, он говорил на этот счет с самими топ-менеджерами, которые пояснили, что «нанимают большое количество иностранных специалистов, они работают эффективно и они чего-то стоят на международном рынке труда».
Госкорпорации «вынуждены их брать и платить им зарплату», адекватную рыночной, заявил Путин, отметив при этом, что руководитель нигде в мире не получает меньше своих работников.
Как видите, ни о чём. Воз и ныне там. Своих не бросаем? Как сказал по этому поводу доктор политических наук, кандидат экономических наук, заместитель директора Центра исследований политической культуры России Сергей Обухов: «Должна быть политическая воля. А у нас Минфин, на мой взгляд, превратился в такую надгосударственную надстройку, которая вихляет государством, словно хвост собакой».
Кстати, Минфином уже почти 11 лет руководит Антон Силуанов. За 2021 год зарплата министра финансов России составила 35 миллионов рублей. Хотя, согласно его декларации, заработал Антон Германович за данный период намного больше – около 95,5 миллиона рублей. Поэтому заработная плата – это лишь 22 % его дохода. На все вопросы журналистов о таком высоком уровне доходов, Силуанов ответил, что это средства от продажи купленной ранее недвижимости.
Путин в 2021 году задекларировал доход в 10,2 миллиона рублей. Почувствуйте разницу. А как же фраза Путина, что нигде в мире руководитель не получает меньше своих работников?
Нигде кроме как в Моссельпроме? Что интересно, придумавший этот слоган Владимир Маяковский жаловался, что получил за него всего три рубля.
Согласно сохранившимся источникам, в 1919 году глава Совета народных комиссаров Ленин имел оклад в 500 рублей в месяц. Минимальная оплата труда рабочего в Москве тогда не могла быть меньше 600 рублей, а максимальный оклад технического и административного персонала составлял не более 3 000 рублей. Согласно «декларации о доходах», поданной Ленином 20 сентября 1919 года, за 1918 год он заработал 27 049 рублей. Но кроме Совнаркома вождь мирового пролетариата возглавлял Совет рабочей и крестьянской обороны, был членом ВЦИК, а также получал гонорары за свои статьи и сочинения. По свидетельствам жителя Москвы Н.П. Окунева, фунт хлеба (примерно 410 гр.) в столице стоил 260 рублей, фунт картошки — 95 рублей, пуд муки (16 кг.) — 10 000 рублей, пуд соли — 18 000 рублей. Такая вот арифметика.