Тайны подводной лодки «Курск»: 17 лет со дня трагедии в Баренцевом море

14 августа 2017 12:10

Общество подводная лодка «Курск» Северный флот России

на боевом посту

Со слезами на глазах — именно так в России отмечают не только День Победы 9 мая, но и другие военные праздники. Ведь в истории очень тесно переплетены как радостные, так и грустные моменты.

Именно двенадцатого августа военная авиация России отмечает свой день рождения. Однако никто в фонтанах не купается, не дерётся, как это частенько происходит. Наоборот, праздник отмечают весьма сдержанно. Отчасти это обусловлено тем, что именно в этот день в 2000 году произошла трагедия в Баренцевом море, унёсшая жизни ста восемнадцати подводников. Для многих людей время разделилось на две половины: все события, что состоялись до того рокового дня, и все, что случилось после. Этого уже не изменят ни время, ни люди, ни обстоятельства.

В мире существует определённая практика, связанная с выбором названий для кораблей в честь знаменитых городов или выдающихся личностей. Так, атомный ракетный крейсер проекта 949А «Антей» в момент закладки на Севмаше (1992 год), назывался К-141. А годом позже, в апреле 1993 года директивой главнокомандующего ВМФ крейсеру было присвоено наименование «Курск» в честь подвига советского народа на Курской дуге. Необходимо заметить, что лодок подобного типа было несколько: «Воронеж», «Орёл», «Курск», «Северодвинск», «Смоленск». В связи с этим одноимённые города брали шефство над судами, а экипаж  подбирали преимущественно из жителей одноименных населённых пунктов. Поэтому и на «Курске» курян было немало, в их числе уроженец деревни Подазовка Курской области, старшина второй статьи Юрий Анненков. После окончания школы Юра пошёл учиться на тракториста-машиниста высокого профиля. Закончив  Свободинское техническое училище на «отлично» и овладев помимо основной специальности ещё и профессией сварщика, юноша ушёл в армию. После прохождения срочной службы он подписал контракт.

-В Золотухинском военкомате сказали: «Ты парень уже образованный, знающий, значит пойдёшь в морфлот», вспоминает мама Юрия Тамара Ивановна.

По её словам, служить сыну нравилось, да и родители были спокойны, что он идёт не на войну, ведь в то время шла вторая чеченская кампания. Но вот уж действительно не знаешь, где встретишь смерть. Тамара Ивановна рассказывает, что несколько ребят с лодки, в том числе и Юра, подавали документы  для поступления в Санкт-Петербургский военно-морской институт. Хотели стать мичманами, получить офицерский кортик. Специальность машиниста оказалась востребованной и на судне, так как служил старшина механиком в ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) и в коллективе очень ценился. Как рассказывал Генадий Лячин (командир АПРК) маме Юрия:

-За два месяца овладел десятью смежными специальностями, мог любого заменить на вахте.

Согласно штатному расписанию, место работы старшины Анненкова находилось в третьем отсеке. Это значит, что он стал одним из первых, кого постигла смерть. Северные края, где базировался «Курск», считаются местами с экстремальным климатом. Однако природа здесь очень богатая. Помимо рыбы, можно насобирать грибов и ягод. А по словам родных, Юра был и рыбаком, и грибником. Поэтому, когда гуманитарная помощь с Курска задерживалась, все навыки деревенского парня приходили на выручку.

Аненкова Т.И.

Анненкова Тамара Ивановна:

-Уже после трагедии ребята рассказывали, что они никогда голодными не сидели. Юрик быстро организовывал походы в лес за подберёзовиками и ягодами. Мог сделать из ложки блесну, наловить свежей рыбы и отнести на камбуз (кухня), чтобы сварили уху, пожарили грибов.Такая коммуникабельность у него с детства, поскольку у нас в семье все рыбаки и грибники.

Возвращаясь к трагедии. Так совпало, что именно в этот день православная церковь почитает память Иоанна Воина. Также годовщину образования отмечают ВВС, и именно в это время затонула атомная подводная лодка «Курск». Что же происходило двенадцатого августа в Баренцевом море?

В этот день завершались флотские учения, в которых участвовал практически весь корабельный состав северного флота (СФ). Все ракетные стрельбы прошли успешно и оставалась последняя учебная атака К-141, отряда боевых кораблей (ОБК). В 11.37 ОБК вошёл в район торпедных стрельб и начал наблюдение. В 14.12 ОБК вышел из района, так и не дождавшись торпедной атаки. В 16.35 время сеанса связи с АПРК «Курск». «Пётр Великий» начал вызывать подводную лодку, но эфир пуст. В 17.20 начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак вызвал на связь оперативного дежурного:

-Спасательному судну «Рудницкий» готовность к выходу в море один час. Отсутствует плановое донесение от К-141.

Так начались поисковые работы. Было около четырёх утра 13 августа, когда акустики с «Петра Великого» услышали скрежет метала и какие-то стуки – рассказывает Владимир Шигин в своей книге «АПРК «Курск» 10 лет спустя. Факты и версии».

Далее будут производиться спасательные работы с привлечением норвежских специалистов. Впоследствии многие моряки скажут, что повезло с глубиной, на которой затонула лодка – 108 метров. Если бы было больше двухсот, могли бы не поднять.

Анненкова Т.И.:

-Мы узнали о случившимся из новостей. Перепугались, муж сказал, что надо готовиться к худшему. Из военкомата пришло сообщение, что мне надо ехать в Видяево. Я поехала одна, потом приехал старший сын из Рязани – Николай, чтобы поддержать меня. Некоторое время мы там побыли и уехали обратно домой. Впоследствии, когда подняли лодку, нам сообщили, что нашли Юру и надо ехать на опознание.

Если говорить о надёжности корабля, несмотря на то, что данный тип атомоходов создавался в сложный для страны период (восьмидесятые – девяностые года) коэффициент надёжности был довольно высок. Основным предназначением являлась повышенная автономность (до полугода без всплытия), в сравнении с дизельными лодками. Однако с созданием атомных субмарин возникает немало смежных вопросов, требующих определённого конструкторского решения. Во-первых, нужно установить ядерные реакторы (основной и запасной), так как для обеспечения «живучести» лодки некоторые механизмы дублировались (два винта, два реактора). Из этого следует идея увеличения водоизмещения до двадцати пяти тысяч тонн. Во-вторых, необходимо обезопасить людей от заражения лучевой болезнью, опыт Чернобыля научил людей очень осторожно обращаться с радиацией. Для этого был создан специальный титановый корпус, разделённый пополам, как будто их там два. В-третьих, надо было обеспечить скрытность, чтобы ты противника услышал, а он тебя нет. Суммируя все эти факторы можно сказать, что это шедевр конструкторской мысли, поэтому отцы-создатели по праву гордятся своим детищем. Был случай, когда во время учений НАТО (Средиземном море) бойцы «Курска» вели за противником активное негласное наблюдение, сводя американцев с ума от того, что им не удавалось засечь лодку. Тогда многие офицеры штаба Североатлантического альянса попрощались со своими местами. В свою очередь командир «Курска» был представлен к званию Героя России, а экипаж – к ордену мужества, получить который при жизни им так и не удалось.

Согласно официальной версии, причиной гибели «Курска» стал взрыв торпеды, а утечка компонентов ее топлива привела к взрыву с последующей детонацией остального боезапаса. Общий мощный взрыв повлек за собой разрушение прочного корпуса. Но часть документов расследования до сих пор остается засекреченной. В связи с этим появляются многочисленные версии от людей, которые ровным счётом ничего не знают о случившемся, но строят свои догадки: начиная с торпедирования другой лодкой и заканчивая политическим заговором.

С момента гибели «Курска» прошло уже ровно семнадцать лет. В далёкой, заполярной Ара-Губе у своих причалов стоят корабли, готовые по приказу выйти в море, и только восьмой причал навсегда останется пустым. Знающие люди говорят, что именно с этого места уходила в свой последний поход  подводная лодка «Курск». Каждый год родственники погибших моряков собираются и вспоминают своих родных. Вот так одна трагедия объединила многих, ранее незнакомых между собой людей.  Безусловно то, что произошедшая трагедия привела к невосполнимым потерям и здесь невозможно подобрать слова в утешение. Единственное, что мы можем сделать –  это хранить память о погибших и не забывать их имена.

Однако, несмотря на всю масштабность происходивших на море, в воздухе и суше трагедий, связанных с армией СССР и России, престиж военной службы не уменьшается. Многие современные юноши идут служить на Северный подводный флот, подписывают контракт, а впоследствии по рекомендации командования идут поступать в военно-морские учебные заведения. В дальнейшем вчерашние матросы и старшины становятся мичманами и офицерами, после распределения начинают военную карьеру. Будем надеется, что добрая традиция продолжится и дальше.

14.08.2017 12:10

автор: Иван Журавлев