Праздник, обернувшийся трагедией

03 сентября 2017 9:13

Авиация Ан-2 Балашиха Происшествия

На подмосковном  аэродроме Черное (МАРЗ) в Балашихе разбился  самолет Ан-2 с бортовым  номером 35171. Оба  пилота, Дмитрий Сухарев и Борис Тылевич,  погибли сразу. Дальнейшие полеты на аэродроме были немедленно прекращены.

 

Разбившийся борт перед роковым вылетом

Мне нужно писать статью, писать эту новость,  а мысли не складываются в слова. Мы  ехали туда на  праздник, посвященный  семидесятилетнему юбилею первого полета Ан-2. На  МАРЗе планировался основной  праздник, посвященный этому памятному событию, туда пригласили в гости пилотов и прессу.

Кто бы мог подумать,  что в самом начале официальной летной программы праздника все случится  так…

Нормально прошли облёты и посадки прилетавших сегодня гостей, выступили парашютисты – конечно, тоже с борта-юбиляра, с Ан-2. И вот в небо пошел один из самых старых и наиболее хорошо сохраненных Ан-2 – борт 35171 с гербом «Авиалесоохраны» с  Северки. За  штурвалом  — опытнейшие пилоты, и комментатор обещает великолепный пилотаж на легендарном «кукурузнике».

Последний взлет. Борт 35171 уходит в небо над аэродромом Черное

Все внимание зрителей в небо, а  мы идем по кромке полосы вдоль бортов на стоянке,  то снимая взлетающий самолет, то отвлекаясь на что-то или кого-то. Затянутая «бочка» и идущий на  выходе из нее в сторону зрителей самолет. Высота все не набирается, борт снижается по траверзу полосы, двигаясь в  сторону зрителей и вдруг резко уходит влево с креном под девяносто градусов. Или  восемьдесят, как скажет кто-то. Со стороны кажется – его крыло встает вертикально вниз на высоте  нескольких метров от земли.

За  секунды до падения

Так, как нельзя делать на этой скорости и высоте на таком самолете.

Так, как он мог бы сделать только поняв, что происходит неконтролируемая  потеря высоты.

Так, как поступают пилоты всегда  в таких ситуациях – уводя самолет от стоящих за ограждением  зрителей.

Быть там у  полосы и видеть это было даже не страшно. В это не верилось. До последнего мига, до черного дыма и после него. Тогда, когда сорвалось уже крепкое русское «б…» и понимание  происходящего опередило способность принять это и осознать.

Самолет ударился  крылом о землю, разлетелся на части  и вспыхнул мгновенно.

Дальше была оперативная  работа организаторов, почти мгновенно  приехавшие на полосу  пожарные и машины  скорой помощи. Они делали все, что могли. Все, что было необходимо, чтобы  избежать дальнейших разрушений и жертв. Так же, как и пилот в кабине только что разбившегося  самолета, они сделали все  правильно. Последствия  катастрофы  были устранены в кратчайшее время. Это была великолепно организованная и слаженная работа, очень нужная в тот момент для остальных стоящих вдоль  полосы самолетов, и спасибо за эту четкую слаженность  организаторам.

 

После трагедии

Уже  сейчас по многим статьям  в  СМИ ходит версия об ошибке пилота. Но не стоит делать этот скоропалительный  вывод. Данные о причинах катастрофы появятся не раньше окончания расследования. Пока известно лишь, что перед взлетом самолет был проверен и полностью исправен. Что на самом деле произошло в небе, почему  борт 35171 начал неконтролируемо терять высоту и был вынужден резко уйти влево, на полосу, прочь от зрителей, мы  узнаем лишь по окончании расследования этой трагедии. Уже  сейчас можно сказать, что одной из вероятных причин трагедии на аэродроме  Черное может быть  отказ работы двигателя из-за  неисправности карбюратора – проблема, увы, известная у Ан-2 и бывшая причиной не одной катастрофы этих самолетов. При этом, важно понимать, что при тех количествах, которыми выпускался этот самолет, это не умаляет его надежности. Аварии случаются с любой техникой,  полностью  их избежать невозможно. Выполнение растянутой «бочки» на Ан-2  является одной из возможных причин, которые  могли бы это вызвать. Но точные  ответы о  причинах падения самолета  еще прозвучат.

***

Хочется спорить с доброй половиной  публикаций коллег по перу. Кто-то называет выполняемую самолетом  фигуру «мертвой петлей»  (но это была отнюдь не она, тем более на такой высоте), кто-то говорит о «трюках»  самолета  (трюки в цирке, в небе – фигуры пилотажа, и они отработаны и хорошо известны пилотам), кто-то уже  уверенно рассуждает об ошибке  пилота.

На видео хорошо видно – самолет перед трагедией  выполняет затянутую «бочку», выходит из нее и продолжает терять высоту. После чего резко уходит влево, отводя самолет от зрителей и стоящих по краю полосы бортов. Над некоторыми из них он прошел в полуметре, но никого не задел.

Дмитрий Сухарев и его коллега-пилот и фотограф Борис Тылевич были великолепными пилотами, хорошо знавшими самолет, на котором они выступали. Исполняемая ими фигура является одной из доступных на этом типе.

И, что самое страшное, пожалуй, так это то, что кадры этого видео говорят о том, что в последний момент они понимали, что теряют высоту, и увели самолет от зрителей, не допустив жертв. Может быть, пойди они дальше по прямой, у них был бы шанс снова набрать высоту или не разбиться, а  совершить жесткую посадку, но тогда число жертв было бы гораздо больше. Они поступили так, как поступали многие до них – увели свой самолет от зрителей, не подвергая их опасности, даже ценой своей жизни.

«Ты уже стал героем» — слова  песни Олега Медведева сегодня о них.

Мы выражаем соболезнования родным и близким погибших пилотов и благодарим  организаторов за четкую и слаженную работу по устранению последствий катастрофы.

Фото  автора и Юлия Силина

 

03.09.2017 09:13

автор: Алёна Моргуновская