Летающий раритет
Авиация
Среди малой авиации, как и среди «серьезных» пассажирских бортов есть свои раскрученные многочисленные серии и свои раритеты. И если первые выпускаются огромным (для авиации) количеством, то вторых выходит в свет совсем не много. Причина тому разные, и о них мы как-нибудь поговорим отдельно, а сегодняшний материал — об одном из таких авиационных раритетов, самолете знаменитой компании Cessna. Цессна является самым крупным производителем самолетов малой авиации в мире, ее известные Скайхоуки являются, пожалуй, самыми часто встречающимися самолетами. Но есть у Цессны и более редкие, хотя зачастую более ценимые авиаторами серии самолетов. К ним относится семейство 170х Цессн, которых было выпущено всего лишь пять тысяч штук на весь мир. В настоящее время их осталось и вовсе не много — по самым оптимистичным оценкам не более двух тысяч экземпляров во всем мире.
В России Cessna170 всего одна.
Ее обтекаемые линии заметно выделяют ее на фоне стоящих рядом 172х, ближайших «родичей» этой модели. Она кажется изящнее и легче, хотя, как и они, рассчитана на четыре места — два пилотских, два пассажирских. У нее, как и у 172 Цессны, сдвоенное управление, что позволяет как сменять друг друга при длительном перелете, успевая отдыхать, так и использовать такой самолет для обучения начинающих пилотов.
Сейчас эта бело-голубая красавица стоит в ангаре и проходит последнюю подготовку перед сезоном, чтобы снова подняться в небо. На ее борту красивым шрифтом выведены имена всех ее владельцев начиная с 1946 года — года ее постройки. Но по внешнему виду самолета не скажешь, что он в небе дольше, чем живет большинство из нас!
Мы поговорили с ее владельцем и пилотом Сергеем Мазным, лично занимающимся восстановлением этого самолета, и попросили рассказать немного о нем.
— Расскажите пожалуйста, что это за самолет? В чем его основные отличия от близкой по серии 172й Цессны?
Это старшая сестренка Цессна 120,140. Из двухместной она превратилась в четырехместную.Эти серии машин родились сразу после окончания Второй Мировой войны и были ещё с прямоугольным крылом обтянутым полотном и V- образными подкосами.В послевоенный период американский гражданский авиационный рынок был переполнен дешевыми «демобилизованными» легкими самолетами, поэтому надо отдать должное смелости фирме, которая не побоялась трудностей внедрения новой модели на итак пресыщенный рынок. Стосемидесятая была представлена покупателю в 1948 году и сразу приобрела популярность. Через год рынок получил С 170А. Это уже была полностью обновлённая модель. Самолёт получил классическое «цессновское » крыло,один подкос,классическое оперение, а главное стал полностью цельнометаллическим. Его аэродинамика,конструкция, заложенная технология стала прообразом самого массового в истории самолета , всем известного С-172. По мнению специалистов модель 170 является самой аэродинамически » чистой» , самой легкой и экономичной в этом семействе. Из 5173 выпущенных самолётов в сейчас мире осталось около 2000.
Существенное отличие стосемьдесятвторой от остальных собратьев в схеме шасси. Она называется шасси с хвостовым колесом на английском авиасленге » волочащий хвост» taildragger. Эта схема позволяет преодолевать большие препятствия на не подготовленных площадках, нежели с передним расположением колеса. Но у неё есть и недостатки. Шасси с передним колесом гораздо проще на рулении, взлёте и посадке, поэтому их предпочли конструкторы скорее по маркетинговым соображениям в ущерб весу и простоты конструкции.
— Как этот самолет оказался у Вас? Почему выбор пал именно на этот самолет?
Как она оказался у меня? Просто я сильно захотел. Это как первая любовь, как школьник влюблённый в училку-практикантку. Она мне в самом деле нравилась с юности, ее округлые формы оперения будили во мне желания неба,поэтому я её все таки добился и теперь всячески холю и лелею.
— Есть ли в России еще такие борта? Вообще, как много их по сравнению с «ближайшим родственником» — 172й Цессной?
Пока она имеет честь быть единственной в России. Модель 172 самый массовый в мире самолёт, выпущенный более чем 43000 экземплярах, ну а наша красавица всего чуть больше 5000.
— А вообще Цессн у нас в стране много?
Думаю, что доля Цессн из ввезённых самолётов весам значительна, да это и не удивительно, ведь чем больше, тем дешевле. Цессна172, пожалуй, самый дешевый четырехместник на вторичном рынке.
— Есть какой-то свой клуб у «цесноводов» или каждый сам по себе?
Цессноводов у нас много , по возможности общаемся, есть форум, который хорошо помогает. Клуба пока нет, но думаю его рождение, дело времени
— Она сейчас только после ремонта… Расскажите, как он проходил?
Недавно закончен плановый ремонт. Самолет был разобран, продефектирован, произведена замена многих узлов и агрегатов, обновлён интерьер, планёр заново окрашен, выполнено много мелких доработок. Вообще, не смотря на свои 68 лет, выглядит как только что вышедший с завода.
— На борту список имен ее владельцев — это такая традиция или личная инициатива тех, у кого был именно этот самолет?
Список не традиция. Я седьмой владелец данного самолета. Люблю листать его формуляры и представлять ,что когда он впервые поднялся в воздух, ещё Сталину оставалось жить четыре года. Тогда, в 1949 году первые МиГ-15 стали только поступать на вооружение, а люди после недавней победы жили ещё по карточкам, а моему отцу было всего пятнадцать. А вообще, есть идея узнать судьбу или познакомиться со всеми её владельцами. Самолёт неизменно вызывает восхищение окружающих своими чистыми линиями, изящным абрисом киля, гордо поднятым носом , классическим шасси . Интересно будет поговорить с теми, кто так же разделял это восхищение и сидел за его штурвалом.
17.02.2017 10:08
автор: Алёна Моргуновская