» Костел, свечи и орган

21 февраля 2017 14:55

искусство

Что создает романтическое настроение? Это сама обстановка, включающая в себя тематическое помещение, свечи и музыку. Именно таким запомнился поклонникам органной музыки, воскресный вечер в костеле.

Курский католический собор вошел в мировую историю с Каземиром Малевичем, написавшим знаменитый «Черный квадрат». Именно в костёле столицы соловьиного края и проходило его венчание в 1902 году. Однако сам приход начал свое существования с 1863 года, когда после подавления восстания в Польше, протестующих сослали в глубь Российской Империи. Часть из них поселилась в Курской губернии. Согласно традициям, любой католический приход подразумевает наличие органа и, соответственно, штатного органиста. Если взять во внимание всю европейскую музыкальную культуру, то мы увидим, что любой композитор, который играл на клавесине или органе – работали в церкви.

Если вспомнить биографию И.С. Баха или Г.Ф. Генделя, то они начинали свое композиторское творчество в раннем детстве, с того, что работали вместе с органистом. А когда находишься рядом с инструментом, то и сам начинаешь за него садиться и что-то пытаться играть и сочинять. По такому же пути пошла и Лия Якушева, воспитанница фортепианного искусства Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова. Параллельно с получением среднего образования она приходила в костел и пробовала играть на органе. В последствии это оказалось хорошим подспорьем при обучении в колледже. Не секрет, что многие фортепианные произведения зарубежных композиторов писались для данного типа инструментов. Одно дело играть творения великих на клавишно-струнном детище синьора Кристофори Бартоломео, а совсем другое на клавишно-духовом. Поэтому так или иначе, но вся фортепианная программа училища обыгрывалась в костеле. Получив средне-специальное образование, Лия поехала в московскую консерваторию имени Гнесиных поступать на клавесинно-органное отделение. Где, небезуспешно учится уже третий год. Периодически радуя малую родину своим появлением, а заодно и своих слушателей новой программой концерта. Традиции сохраняются и словно в дань старому времени, образуется новая постоянность, но об этом чуть позже.

Очередной концерт проходил в романтической обстановке. Вечер, свечи, костел и орган, что может быть интересней? И программа подобралась как раз для размышлений. Открывало концерт произведение И.С. Баха – Прелюдия и фуга до-минор (c-moll). Удивительное сочетание многоголосья, различных аккордовых ходов, регистров звучания. Чувствовалось, что произведение написано конкретно для этого инструмента. Продолжил тему специальных органных сочинений Франц Лист – «Воспоминания о Сикстинской Капелле». Нет, я не ошибся. Это произведение было специально написано для органа, и в нем нет схожего Листовского стиля с его бесконечными техническими пассажами во всю клавиатуру. Скептики могут задать модный, сегодня, вопрос: а может это вовсе не Лист? Нет, австриец ни у кого ничего не крал, просто взял и написал, то что услышал. Начало идет в басовом ключе, что само по себе настраивает на определенный лад. В последствии идут октавные переклички. Все слушается на столько необычно, что потом надолго остается у тебя в голове. Далее по программе шла импровизация на собственную тему. Любой начинающий свою профессиональную карьеру человек, старается учится у старших товарищей. Из-за этого он перенимает их почерк. Это касается и музыкантов. Они слушают, как играли знаменитости и стараются словно в подражание им сочинить, что-то свое. Если говорить о Лии, то ее стиль сочинительства, на мой взгляд, больше схож с Генделевским. Безусловно, что-то общее у нее с ним есть. Четвертым номером концерта прозвучала Трио-соната преподавателя консерватории Сергея Сироткина. Характерное произведение, написанная в самых верхних регистрах звучания. И в завершении прозвучала две части симфонии №2 ми-минор (e-moll) Л. Вьерна. Здесь было удивительно все, начиная с самого вступления и заканчивая второй частью. Перенасыщение музыкой было настолько велика, что вспомнить основную тему мелодии, сейчас уже и не получится. Вероятно, это только для меня так, потому что в голове до сих пор звучит Лист. Но музыка, безусловно, достойная того, чтобы ее переслушать.

Однако возвращаясь к новым традициям концертов Лии. Такова реальность, что большинство композиций не умещаются на одном нотном листе, иногда становится мало даже пяти-десяти страниц. Здесь настает настоящий кошмар для органиста, особенно учитывая, что помимо переворачивания нот, еще надо включать регистры. В таком случае на помощь приходит ассистент. Так получилось, что вот уже четвертый концерт я помогаю Лии. Все начиналось с простого переворачивания листов и продолжилось, в последствии, переключением регистров. На первый взгляд обывателя может показаться, что там нечего делать, но это большое заблуждение. Порой начинаешь «сходить с ума» от перенасыщения музыки и работы. Хотя есть такие произведения в частности Баха, где отслеживание игры органиста и помощь ему проходят довольно спокойно. Сказывается факт специального органного сочинительства. Словно в опровержении этого выступает Лист, где периодичность включения регистровых тембров настолько высока, что начинается «мондраж». Но все хорошо, что хорошо кончается. И именно по такому сценарию прошел очередной концерт, где ваш покорный слуга выступал в качестве ассистента. Будем надеется, что пригласят еще.

Вечер органной музыки подошел к концу, люди разошлись по домам. У каждого из них остались свои впечатления, о которых они будут вспоминать еще продолжительное время. Лия уехала в столицу. Однако костёл остался ждать новых гостей, ведь уже совсем скоро будет организован новый концерт. Правда уже в другом составе и с другими исполнителями. Но орган простаивать не будет.

21.02.2017 14:55

автор: Иван Журавлев