» «Северок» на крайнем Севере
Авиация
Все мы, влюбленные в небо, не ищем причин для того, чтобы летать. Сам полет и есть достаточная причина и вполне серьезный повод, чтобы выбраться в единственный выходной за сотню километров от города и подняться в небо. Но кроме этого, у малой авиации есть и более глобальный смысл. Быть по-настоящему нужной там, где не сядет большой борт, тяжелый, неповоротливый и прожорливый в плане топлива. Четырех- или шестиместного самолета вполне хватит порой, чтобы справиться с местными нуждами. Но кто же летает в районах Крайнего севера в условиях Полярной ночи?
Находятся и такие.
13 декабря уходящего года впервые в России в условиях Полярной ночи сверхлегкий частный самолет в одиночку достиг берегов Карского моря и совершил посадку в поселке Амдерма.
«Северок» ,маленький самолет марки «Скайрейнджер» пилота Виктора Михайлова, вылетел из Москвы и в одиночку достиг этих мест, проделав опасный и трудный, но такой нужный путь.
Благодаря помощи АОПА и просто не равнодушных к этому делу пилотов, полярников, просто готовых помочь людей этот перелет удался. Ведь сложно не только лететь при боковом ветре в обледеневшем самолете, сложно еще и закрепить его на стоянке, найти ночлег и, возможно, помощь на следующее утро, чтобы выкопать маленький «Северок» из-под наметенного за ночь снега, чтобы отправиться дальше.
…Крайний перед достижением конечной точки вылет – из Воркуты. Температура минус 34 градуса еще у земли, ветер 6-8 метров в секунду. При такой температуре очень сильно падает прочность металла и ткани, из которых сделан самолет, особенно при взлете, и все-таки пилоту удается поднять самолет. По здешней погоде приходится идти на высоте не более ста метров, чтобы не потерять из виду землю, а, значит, и ориентиры. В этих местах не полетаешь по приборам, даже если на борту будет установлена современная авионика – нет здесь перекрывающихся друг с другом зон аэродромов, их тут и вообще-то почти нет, так что лететь можно только по визуальному ориентированию и картам.
Путевая скорость около 120 кмчас, и на расстоянии 200 км от Воркуты под крылом скользит поселок Каратайка. Это край, за который прежде в декабре, после перегона оленей, к Карскому морю не пробивался по небу еще ни один борт малой авиации.
Лететь холодно настолько, что пилоту приходится хотя бы немного двигаться в кабине, и от его движений крохотный чуткий самолет дрожит в воздухе и рискует сорваться в штопор. Полет в любой момент может закончится вынужденной посадкой в тундре, и тогда пилоту придется просить помощи, чтобы выбраться оттуда, а что будет с самолетом, и вовсе лучше не думать.
И все-таки удается! Впереди совсем близко появляются ориентиры, отмеченные на карте, и вот уже под крылом Амдерма, по одному краю которой суша, а по другому – открытое море.
Цель достигнута.
Маленький «Северок» заходит на посадку с сильным боковым ветром и вот уже бежит по земле, теряя скорость.
После посадки одной из основных задач стало уберечь самолет, а значит – швартовка, закрепление и укрытие «Северка» от ветра.
И все же за ночь самолет ощутимо потрепало сильным северным ветром.
Сорванная часть ткани с кабины, срезанные заклепки с приводов элеронов на крыльях, пробитая ткань крыла под ними и снег в каждой щели фюзеляжа.
Вот он, еще вчера долетевший сюда самостоятельно самолет:
Но это не конец. Самолет требует ремонта, но он на крыле, и за несколько дней снова приводится в норму, чтобы отправиться в первый полет по этой местности, а потом через некоторое время и в обратный путь домой.
Амдерма под крылом. Аккуратная «коробочка» над небольшой полосой и снова заход на посадку. Еще есть работа на земле, еще кое-что нужно исправить, но главное – самолет выдержал.
Перелет Москва-Амдерма в условиях зимы, в условиях Полярной ночи состоялся.
Здесь, на Крайнем севере малая авиация порой единственная может помочь. Преодолеть расстояние с такой скоростью, как это может самолет, не сможет ничто другое. Иногда от этого может зависеть здоровье или даже жизнь. Иногда «ставки» скромнее, но тоже важны.
Виктор Михайлов, пилот Северка:
«Летать здесь мы должны, мы нужны людям, несмотря на поворот к нам спиной, если не сказать круче, чиновников самых верхних рангов.
Ну а про улучшение жизненных условий людей, которое может дать малая авиация, я просто молчу.»
Мне нечего добавить к этим словам, кроме огромного уважения и восхищения пилотом и людьми, которые ему помогали. И, конечно, как же без искренних пожеланий удачи в небе и на земле!
27.12.2016 10:00
автор: Алёна Моргуновская